Как правильно писать заметки
Вопрос о том, как правильно писать заметки, весьма актуален. А с ростом поголовья
Рунета и блогизации востребованность этого вопроса
будет увеличиваться.
Так вот, чтобы хорошо и "правильно" писать, одного желания недостаточно.
Да, есть люди с "врожденной" грамотностью и "врожденным"
умением писать хорошие тексты... но таких немного. Остальным остается только
одно - учиться писать тексты. В качестве теоретической подготовки могу порекомендовать
почитать Аграновского1.
Почему я рекомендую руководство по журналистике? Все очень просто - тексты,
которые выкладываются на "авторский сайт", я бы разделил на три категории:
- заметки и очерки,
- научно-популярные и технические тексты,
- литература (рассказы, стихи, и т.д.)
С литературой все понятно - можно писать как угодно в рамках выбранного жанра.
А две первых категории по "правилам игры" близки к журналистике...
в области экстериоризации, к примеру.
Надо сказать, что текст статьи или заметки лучше воспринимается нормальным человеком,
если этот текст написан в рамках определенной структуры, проверенной временем.
Эксперимент - штука интересная, но эксперимент может не только сделать текст
превосходным, но и угробить его. Грамотный читатель будет требовать от писателя
не только экспликацию2 в том тексте, что ему предстоит прочесть. Шоу должно
состояться...
Поэтому "поток сознания" как жанр - штука контекстная и воспринимается
только тогда, когда читатель "на одной волне" с писателем. "Синхронизация"
требует усилий... а читателю это нужно?
Впрочем, не будем зацикливаться на имманентности и теоретических основах текстописания,
а рассмотрим другую сторону написания заметок - психологическую.
Чистый лист бумаги (или "новый документ" Ворда) совсем не означает,
что вы сейчас возьмете и напишете заметку. А если писать заметки регулярно (а
не когда петух клюнет музу), то медитация над чистым листом не слишком помогает,
а десять предыдущий заметок висят камнем на шее (точнее - немым укором). Умение
писать "где угодно и в любое время" (например, в полночь на люстре)
приходит с опытом. И то - не всегда...
Творческий кризис - понятие растяжимое, от затруднений с рифмой до полного пиперкрауна.
Но "практический" результат всегда один - время идет, а креатив "не
прет".
Бороться с кризисом? Можно и бороться. Благо с руководством по борьбе можно
ознакомиться и применить на практике.
Однако, элегантней и эффективней не бороться с кризисом, а научиться его обходить.
Вот некоторые методы обхода кризиса:
1. Не замыкаться на каком-то одном направлении. Если, к примеру, писать только
обзоры новых программ, то скоро не только кризис придет, но и taedium vitae.
Следует ориентироваться на различную тематику заметок - это хоть какое-то разнообразие.
Но еще лучше организовать на сайте несколько разделов - в какой-нибудь да напишется.
2. Если возникает "временный кризис", когда вдруг исчезают мысли,
не нужно мучить себя - лучше всего отложить заметку на какое-то время. Мысли
сами придут... по известному принципу "чайник быстрее закипает, если на
него не смотреть". Хотя методы регрессивно-спирального анализа, быстрого
мозгового штурма и медитации на тексте существуют, их применение оправдано только
в случае "сжатых сроков".
3. "Домашние заготовки". Ценные мысли приходят и уходят, поэтому их
следует записывать, а не наивно надеяться на то, что они благополучно удержатся
у вас в голове. Если, к примеру, вы пишете заметку по одной теме, а мысли неожиданно
пришли по другой, то имеет смысл быстро их записать, а потом вернуться к первоначальной
заметке. Чем больше по объему будет банк домашних заготовок, тем больше вероятность,
что по любой теме найдется заготовка.
4. "Полузаметки". Иногда бывает так: настроение хорошее, пишешь заметку...
отвлекаешься - и все, дальше что-то не пишется. Если ничего не подгонят (сроки
или чего еще), можно отложить заметку в сторону.
Зато потом, когда желание написать заметку появляется, но нет интересной темы
или идеи, можно поднять такую "полузаметку" и дописать. Если таких
"полузаметок" будет две или больше, то появляется возможность выбора
- на какую тему больше стоит перо.
5. Реестр тем. Это список тем, на которые вы хотели бы написать заметку. Например,
"прикольное поведение птиц на проводах". Периодически реестр тем можно
просматривать - возможно, по какой-то теме у вас уже скопилась критическая куча
мыслей, которая потянет на заметку. Кроме того, этот реестр может быть своеобразным
"планом работы" и "стимулятором Менделеева", притягивающим
ценные мысли по заданным темам.
6. Тренировочные заметки. Это материальное воплощение лозунга "ни дня без
строчки" - писать заметки, которые не будут выложены на сайт. Зато на этих
заметках приобретается опыт, уверенность, и шлифуются фразы, структура текста
и способы доносить мысль. Привычка к "ни дня без строчки" - это еще
и способ преодолеть творческий кризис, потому что тренировочная заметка - это
лучше, чем ничего.
P.S. Если у кого-то появилась идея использовать эту заметку как руководство к действию, попробуйте, для начала, найти серьезные места в этом тексте.
---
1 - для тех, кому хочется "здесь, сейчас и попроще", можно ознакомится
с "Теория енотоводства"
2 - экспликация - здесь: составленный режиссером план постановки спектакля, снабженный подробными указаниями по мизансценам