ArtReal: На грани иронии

Адрес странички на сайте: http://artreal.pp.ru/toweek/2003/a1006.html

Как правильно писать заметки

    Вопрос о том, как правильно писать заметки, весьма актуален. А с ростом поголовья Рунета и блогизации востребованность этого вопроса будет увеличиваться.
    Так вот, чтобы хорошо и "правильно" писать, одного желания недостаточно. Да, есть люди с "врожденной" грамотностью и "врожденным" умением писать хорошие тексты... но таких немного. Остальным остается только одно - учиться писать тексты. В качестве теоретической подготовки могу порекомендовать почитать Аграновского1.
    Почему я рекомендую руководство по журналистике? Все очень просто - тексты, которые выкладываются на "авторский сайт", я бы разделил на три категории:
- заметки и очерки,
- научно-популярные и технические тексты,
- литература (рассказы, стихи, и т.д.)
    С литературой все понятно - можно писать как угодно в рамках выбранного жанра. А две первых категории по "правилам игры" близки к журналистике... в области экстериоризации, к примеру.
    Надо сказать, что текст статьи или заметки лучше воспринимается нормальным человеком, если этот текст написан в рамках определенной структуры, проверенной временем.
    Эксперимент - штука интересная, но эксперимент может не только сделать текст превосходным, но и угробить его. Грамотный читатель будет требовать от писателя не только экспликацию2 в том тексте, что ему предстоит прочесть. Шоу должно состояться...
    Поэтому "поток сознания" как жанр - штука контекстная и воспринимается только тогда, когда читатель "на одной волне" с писателем. "Синхронизация" требует усилий... а читателю это нужно?
    Впрочем, не будем зацикливаться на имманентности и теоретических основах текстописания, а рассмотрим другую сторону написания заметок - психологическую.

    Чистый лист бумаги (или "новый документ" Ворда) совсем не означает, что вы сейчас возьмете и напишете заметку. А если писать заметки регулярно (а не когда петух клюнет музу), то медитация над чистым листом не слишком помогает, а десять предыдущий заметок висят камнем на шее (точнее - немым укором). Умение писать "где угодно и в любое время" (например, в полночь на люстре) приходит с опытом. И то - не всегда...
    Творческий кризис - понятие растяжимое, от затруднений с рифмой до полного пиперкрауна. Но "практический" результат всегда один - время идет, а креатив "не прет".
    Бороться с кризисом? Можно и бороться. Благо с руководством по борьбе можно ознакомиться и применить на практике. Однако, элегантней и эффективней не бороться с кризисом, а научиться его обходить.

    Вот некоторые методы обхода кризиса:
    1. Не замыкаться на каком-то одном направлении. Если, к примеру, писать только обзоры новых программ, то скоро не только кризис придет, но и taedium vitae. Следует ориентироваться на различную тематику заметок - это хоть какое-то разнообразие.
    Но еще лучше организовать на сайте несколько разделов - в какой-нибудь да напишется.
    2. Если возникает "временный кризис", когда вдруг исчезают мысли, не нужно мучить себя - лучше всего отложить заметку на какое-то время. Мысли сами придут... по известному принципу "чайник быстрее закипает, если на него не смотреть". Хотя методы регрессивно-спирального анализа, быстрого мозгового штурма и медитации на тексте существуют, их применение оправдано только в случае "сжатых сроков".
    3. "Домашние заготовки". Ценные мысли приходят и уходят, поэтому их следует записывать, а не наивно надеяться на то, что они благополучно удержатся у вас в голове. Если, к примеру, вы пишете заметку по одной теме, а мысли неожиданно пришли по другой, то имеет смысл быстро их записать, а потом вернуться к первоначальной заметке. Чем больше по объему будет банк домашних заготовок, тем больше вероятность, что по любой теме найдется заготовка.
    4. "Полузаметки". Иногда бывает так: настроение хорошее, пишешь заметку... отвлекаешься - и все, дальше что-то не пишется. Если ничего не подгонят (сроки или чего еще), можно отложить заметку в сторону.
    Зато потом, когда желание написать заметку появляется, но нет интересной темы или идеи, можно поднять такую "полузаметку" и дописать. Если таких "полузаметок" будет две или больше, то появляется возможность выбора - на какую тему больше стоит перо.
    5. Реестр тем. Это список тем, на которые вы хотели бы написать заметку. Например, "прикольное поведение птиц на проводах". Периодически реестр тем можно просматривать - возможно, по какой-то теме у вас уже скопилась критическая куча мыслей, которая потянет на заметку. Кроме того, этот реестр может быть своеобразным "планом работы" и "стимулятором Менделеева", притягивающим ценные мысли по заданным темам.
    6. Тренировочные заметки. Это материальное воплощение лозунга "ни дня без строчки" - писать заметки, которые не будут выложены на сайт. Зато на этих заметках приобретается опыт, уверенность, и шлифуются фразы, структура текста и способы доносить мысль. Привычка к "ни дня без строчки" - это еще и способ преодолеть творческий кризис, потому что тренировочная заметка - это лучше, чем ничего.

P.S. Если у кого-то появилась идея использовать эту заметку как руководство к действию, попробуйте, для начала, найти серьезные места в этом тексте.

---
1 - для тех, кому хочется "здесь, сейчас и попроще", можно ознакомится с "Теория енотоводства"

2 - экспликация - здесь: составленный режиссером план постановки спектакля, снабженный подробными указаниями по мизансценам

(a) Контент: Vadim Artamonov, 1999 - 2009 Anno Domini