ArtReal logo
На грани иронии
 

<! doctype content //public >
<! xref location=/Toweek/2002 >

 
13.07.2002

Вадим Артамонов

Виртуальные контакты второй плоскости

Интерактивность, виртуальность и зомбификация

    Прежде чем продолжить тему предыдущего Toweek, окунемся в небольшое литерататурное отступление.

Ты знаешь, что такое по-настоящему интерактивное телевидение? Это когда на красиво изложенную диктором новость ты вкрадчиво замечаешь, что, к примеру, в Европе кофе не растет, упомянутая фирма не далее как вчера обанкротилась... нестыковочка, короче говоря, вышла. Диктор пугается, а ты... ты на коне. Белом.
Ciamca

    Иначе говоря, интерактивность, как палка с двумя концами, это возможность влиять на другую сторону. Одно дело - это монолог перед собакой, которая все понимает, но сказать не может, и совсем другое - это диалог между людьми.

Думаешь, что поисковая система - интерактивна? Фигу. Кроме интерактивности в дело вступает программа зомбификации - релевантность, точнее - некоторые особенности ее применения (не путать с "релевантностью зомбирования" - это совсем другой вопрос).
Ciamca

    Только не надо думать, что поисковая система только тем и занимается, что постоянно зомбирует вас ужасным методом - релевантностью. Релевантность не является зомбированием. А вот способ ее применения в поисковых системах...
    Допустим, по вашему запросу поисковая система нашла 250 страниц. Чтобы не заставлять "искателя" листать все 15 страниц с результатами поиска, ссылки сортируются так, чтобы в первых рядах оказались самые подходящие для этого запроса. Правила такой сортировки и называются релевантностью (утрирую, конечно).
    А дальше в дело вступает психология: полезете ли вы на остальные 14 страниц, если на первой странице "самые подходящие" ссылки?

    Но фишка в том, что каждая поисковая система "считает релевантность" своим методом. Поэтому результаты поиска по одной и той же поисковой строке в разных поисковых системах будут различаться.

Когда человек говорит "Мне нравится этот телеканал", то это надо понимать как "мне нравится, как меня зомбируют на этом телеканале". Проще говоря, ему нравится именно такой набор вау-импульсов.
Ciamca

    По поводу вау-импульсов просьба обращаться к "Generation П".
    Так вот, человек выбирает поисковую систему так же, как телевизор. Погоняв несколько "тестовых" запросов на различных поисковиках, человек анализирует результаты поиска и выбирает подходящую методом вычетов. Немаловажную роль при этом играет удобство работы с поисковиком. После чего человек предпочитает пользоваться только "этим агрегатом".

    Но поисковые системы не только выдают список найденных (и отсортированных) ссылок, но и вставляют в результат поиска "дополнительные" ссылки: платные, с "увеличенной или нестандартной релевантностью", и "сопутствующие" ссылки на товары, каталоги, магазины и прочее.
    Таким образом, алгоритм "взвешивания ссылок" и система "дополнительных" ссылок и составляют комплексную систему зомбирования, поскольку посетитель получает не только нужные ему ссылки, но и заботливо подсунутые ненужные, а вмешаться в систему выдачи результатов он не может. Или не хочет пользоваться сложным или запутанным поисковым языком.

Что делать? Дать пользователям поисковой системы самим настраивать механизм релевантности. Иначе говоря, дать возможность использовать индивидуальный профиль, которые будет учитываться поисковой системой как базовая стратегия на второй (виртуальной) плоскости.
Ciamca

    Вполне логично. Определив собственные предпочтения, вы сможете влиять на результаты поиска, заставляя отбирать для вас нужные именно вам (персонализированные) данные. Этот профиль со списком предпочтений и является прототипом виртуальной личности. Но об этом - в следующий раз.

На печать  

<! xref location=/Toweek/2002 >
<! doctype links //site-relative >