Концептуальный дизайн
[начало]
Вы думали, что концептуальный дизайн кончился? Но
не тут-то было.
У нас на повестке дня вопрос номер два: "Как вы
думаете, каким образом вы будете реализовывать свои странички - SSI/CGI/PHP?
А способ обновления?"
Вся штука в том, что грамотный ответ на этот вопрос
быстро возвращает нас к началу концептуального дизайна. Кстати, в этом
ничего страшного нет. Дизайн - это такая штука, когда постоянно возвращаешься
к собственным истокам.
Нет, действительно, способ оперирования со страницами
накладывает вполне весомый отпечаток на всю концепцию сайта. Понятно, что
самое правильное и безошибочно работающее - это статические страницы. Но
вся фишка в том, что когда контент несколько разрастается, то управлять
им становится достаточно сложно. А вручную корректировать/добавлять ссылки
на десяти станицах (некий минимум) совершенно не прибавляет энтузиазма.
Поэтому продумать концепцию движка надо заранее.
Тут, кстати, есть интересная вещь. Разница хотя и есть, но не такая серьезная,
как может показаться с первого или второго взгляда. Расположен движок на
том сервере, что и сайт, или на компьютере отдельного Web-Builder`а - разницы
с точки зрения отдельного посетителя нет. Посетителю главным делом увидеть
хорошо сделанную страницу и прочитать контент, а в всякие разные проблемы
Web-Builder`a лезть никто не станет.
Итак, концепцию движка мы определили. Самое время
вернуться и откорректировать концепцию сайта из-за "вновь открывшихся обстоятельств".
Следующий вопрос - это логическая структура сайта.
О физической структуре речь не идет. Благо PHP и CGI позволяют "спрятать"
реальный контент так, как удобно создателю сайта и выдать этот самый контент
так, как удобно посетителю. Эти причины и немного возвращают нас обратно.
Из концепции логической структуры попутно возникает
пара вопросов, связанных с этой же логической структурой:
- на каком уровне идет каталогизация контента? То есть по каким признакам
вы планируете раскидывать контент по различным каталогам (не физическим,
а логическим).
- по каким признакам производится рубрикация контента? Рубрикацию нужно
продумывать так, чтобы посетителю было удобно (и понятно, что не менее
важно) пользоваться меню и рубрикатором. Иной раз, кстати, рубрикатор может
отсутствовать. Ну вот, к примеру, если мы поддерживаем непрерывную ленту
новостей, то к ней рубрикатор не нужен. А если лента новостей разбита на
тематические разделы - тут как ни плачь, а рубрикатор совсем не помешает.
Правда, если сайт содержит несколько независимых разделов, то ситуация
усложняется, требуя загрузки большего количества мозгов.
Кроме того, хорошо бы подумать над логической "уровневостью"
сайта с точки зрения посетителя. Теоретически говоря, максимальное количество
ссылок/кликов мышой с первой страницы до конкретного текста должно быть
меньше, но перегружать страницы массивом ссылок - это не дело. Так что
вперед - подбирать баланс.
Разбивать или не разбивать длинные тексты на части?
Желательно предусмотреть и тот и другой вариант, внеся в концепцию соответствующие
коррективы.
Еще один вопрос - это концепция навигации. Давайте
посмотрим на различные способы навигации:
- одноуровневая - Первая-Текст. Адреса получаются такими: www.server.ru/index.html?anytext.
С тем, где найти этот самый anytext, вполне справляется CGI или PHP движок,
реально присутствующий на сервере.
- двухуровневая - Первая-Текст. Удобно и логично, но на первую
страницу сотню ссылок не впихнешь (я напоминаю, что мы рассматриваем вполне
серьезный и постоянно обновляемый контент-сайт). Поэтому более логичны
другие способы навигации.
- трехуровневая - Первая-Тема-Текст. Наиболее распространенная
схема навигации и достаточно удобная как для разработчика, так и для посетителя.
- многоуровневая - Первая-Тема-Подтема-Текст. Применяется, когда
контента - как нерезанных собак, в смысле - много. Вот тут самое главное
- правильно произвести классификацию/рубрикацию контента по темам.
Кстати, о стрелках вперед/назад/home. Такая навигация ориентирована на брождение только внутри одной темы. В противном случае посетителю совершенно непонятно, куда он попадет, нажав стрелку вперед. При правильном раскладе получается так: предыдущий материал по теме, следующий материал по теме, основная страница темы (возможно, с рубрикатором).
Не менее интересен вопрос: использовать ли CSS или
нет? При использовании CSS проявляется вот какой минус: я не могу использовать
свой любимый шрифт (который стоит у меня по умолчанию), так как он заменятся
явно указанным в CSS. С другой стороны, при использовании стилей страница
будет выглядеть именно так, как этого хочет дизайнер. Хорошая пища для
размышлений.
Если же вы решили применять стили, то самое время
подумать, как делать:
- в виде отдельного файла. Удобно в том, что стили редактируются в
одном файле, и изменения сразу происходят на всех страницах, использующих
этот файл.
- вложенный в HTML. Сохраненная на диске страница грамотно показывается
в автономном режиме (в первом случае могут полезть косяки, так как стилевая
таблица отсутствует на диске).
Так что думайте и ломайте свою бедную голову. Дальше
будет легче.
Надо сказать, что главное в концептуальном дизайне - это донести концепцию сайта по посетителя. При этом, в концептуальном дизайне есть два основных пути: творческий дизайн (рассчитан на нетрадиционную или оригинальную концепцию) или на основе системного анализа (вещь весьма строгая и формализованная). Тем не менее, вполне можно сочетать оба пути (и я бы рекомендовал делать именно так).
Итак, я надеюсь, что вы уже продумали концепцию своего сайта, поэтому мы переходим к следующему этапу - стилевому дизайну.