ArtReal logo
На грани иронии
 

<! doctype content //public >
<! xref location=/Toweek/2005 >

 
21.01.2005

Вадим Артамонов

Дырка для виртуального бублика

Воспоминания о 2005 годе

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!

   Знаете ли вы, что, судя по тенденциям прошлого (2004) года, год 2005 вполне может стать годом социальных технологий и технологий групповой работы в интранет/интернет среде1? А запуск поиска по блогам только подтверждает это предположение. Кроме того, спаммеры не зря "окучивают" блоги.

   До 2004 года в Интернете была ведущей информационная составляющая: новости, почтовые рассылки, энциклопедии (словари, библиотеки и другие базы знаний) и контент-проекты ("один пишет - многие читают").
   А вот в 2004 году социальная (как и игровая) составляющая значительно выросла. Вот из-за каких факторов:
   - появление достаточно мощных и удобных движков, позволяющих установить и настроить собственный блог на "стандартный хостинг" за час. Для тех, кто не хочет самостоятельно устанавливать и настраивать движок, есть уже готовые блоггерские и дневниковые сервисы, как платные, так и бесплатные.
   - появление в Интернете "массового потребителя" - лемминга, которого не устраивает пассивная роль наблюдателя, и хочется как-то самовыразиться, найти "родственную душу" и "пошуметь". Основной контингент - это домашние и офисные пользователи.
   - наличие комьюнити, уже созданных энтузиастами, куда можно "прибиться" в поисках друзей и общения.
   - возможность создания социальной сети между друзьями для обмена новостями("широковещательные" сообщения, p2p), их обсуждения и общения. То есть перенос реального общения в виртуальную среду - в силу разных факторов это более эффективно.
   - развитие различных проектов с привлечением "добровольцев". Соответственно, основная группа, ведущая проект, может получать не только качественный feedback, но и свежие/нетривиальные идеи.

   Таким образом, если не придумают что-то кардинально новое, социальные технологии больше будут развиваться вот по каким направлениям:

  • Дневники
  • Блоги
  • Форумы
  • Социальные сети (Orkut)
  • Социальные букмарки (del.icio.us)
  • Вики2
   Что интересно, интернет-сервисы все чаще в качестве целевой аудитории ориентируются не на толпу отдельных посетителей, а на комьюнити (либо сами формируют комьюнити).

   Еще одно направление развития - это поисковые технологии в различных ракурсах. Собственно, поиск "везде, где можно что-то проиндексировать" - идея не новая, но Google сумел не только показать красоту и эффективность такого подхода, но и объяснить конечному леммингу ее привлекательность и необходимость. Речь идет о двух проектах - Gmail и Google Desktop Search, где пользователю все преподносится на блюдечке в наилучшем виде без каких-либо усилий со стороны пользователя.
   Понятно, что конкуренты не будут сидеть сложа лапки - а борьба за лидерство всегда двигает прогресс. Поживем - увидим вкусненькое.

   Но самое интересное - 2006 год может стать годом разочарований в дневниках и блогах.

   ---
   1 - Причем, граница между интернет- и интранет-ресурсами становится все более условной.
   2- Вики все же не самый удобный инструмент для групповых проектов. Но технологии лучше пока нет.
   

На печать  

<! xref location=/Toweek/2005 >
<! doctype links //site-relative >