ArtReal: На грани иронии

Адрес странички на сайте: http://artreal.pp.ru/toweek/2005/a1912.html

Блоги и социальные технологии

   История говорит нам, что раньше блоги были "дикими" и никому, кроме читателей и блогописателей, и не были нужны. Пока "интернет-гиганты", такие как Yahoo, привычно окучивали свою аудиторию и заманивали еще не определившихся и "вышедших на разведку", блоги стихийно развивались в разных, порой противоречивых, направлениях. И постепенно, синхронно с развитием блоговских движков, все больше отвлекали на себя читателей, формируя свою аудиторию.
   С другой от standalone блогов стороне начали развиваться комьюнити и дневниковые сервисы. Представляя собой нечто промежуточное между форумом и блогом, такие сервисы больше ориентировались на "массового потребителя", который не хотел (или в силу не-технического образования не мог) забивать себе голову настройкой, технической поддержкой и оформлением (a.k.a. дизайном). Возможностей у дневниковых систем было меньше, чем у standalone блогов, но их вполне хватало для невзыскательного пользователя. Интересно, что дневниковые системы до сих пор больше популярны у подростков, чем у достаточно взрослых пользователей - видимо, в силу большей индивидуальности и независимости у зрелых людей.Социальная модель у блогов и дневниковых систем тоже различалась: владельцы блогов сами вынуждены были собирать аудиторию и социальную среду, а то время как в дневниковых системах пользователи сами же и составляли первичную аудиторию (а для облегчения этого были организованы "ленты друзей" - friends).
   Дальнейшее совершенствование движков для блогов, легкость их установки (уже не требовались танцы с бубном при настройке и запуске блога) и доступность недорогого хостинга перевели ситуацию с блогами в "эпоху капитализма". Начать "собственное дело" (блог или дневник) стало доступно любому желающему, чувствующему зуд и желание поделиться мыслями с другими. Но, одновременно с быстрым увеличением числа блогов и пользователей дневниковых систем, "интернет-гиганты" начали ощущать достаточно ощутимый отток пользователей, которые теперь больше ориентировались на социальные системы (как изначально ориентированные на общение и социальные связи) , а не на традиционные сервисы типа почты, поиска и каталогов.
   Кроме того, как оказалось, реклама на традиционных сервисах стала неэффективной. Во-первых, нецелевое и навязчивое использование рекламы на "диком этапе" подорвало к ней доверие, во-вторых, многие интернет-пользователи научились фильтровать рекламу (AdBlock) или не замечать ее ("вырезать" в голове), а в-третьих, реклама показывалась всем подряд, а не тому сегменту, который мог бы ей заинтересоваться.
   Зато, как показывает практика, косвенная реклама может быть достаточно эффективной. То есть, основным принципом рекламы становится не "окучить" ("впарить"), а "заинтересовать". Все таки любопытство - сильный мотивационный фактор. Рекомендации ("попробовал - понравилось") - не менее сильный фактор. Но, чтобы уже заинтересовавшиеся посетители донесли это до остальной массы, требуется социальная сеть. Или, иначе говоря, сообщество. Которого у традиционных сервисов не было - они изначально ставили на широту охвата потребителей, а не на их социальные связи. Кроме того, почта, искалка и "все такое" не слишком привлекает пользователя, особенно консервативного. Это достаточно личные инструменты - а пользователю хочется социализироваться (и вести разнузданную виртуальную жизнь).

   Впрочем, реклама - рекламой, но SixApart не просто так, от нечего делать, приобрел LJ? А Yahoo - Flickr? Все очень просто - если не удается построить комьюнити самому, то его следует купить.
   Кроме того, убивается сразу два зайца. Дело в том, что первичным должно быть комьюнити, а инструменты - это уже вторично (хотя и немаловажно). Поэтому, покупая сообщество, приобретаются не только пользователи, но и социальный софт.
   И тут начинается следующий этап - "эпоха глобализации". И действительно - зачем бегать за каждым потенциальным посетителем (или пытаться объединить standalone-блоги), если удобнее сконцентрировать их в одном месте?

   Но следует помнить, что сообщество отличается от неорганизованной массы пользователей. И, соответственно, требует совершенно иных механизмов управления. Поэтому корпорациям пока трудно перестроиться на то, что сообщество - это не толпа, а группа с упорядоченными социальными связями. Соответственно, методы работы - не "настойчиво предлагать"1, а заинтересовать - то есть, с одной стороны, вовлекать пользователей в процесс, а с другой - поддерживать полезные идеи и начинания самих пользователей. Но, со временем...

   Поэтому нас, разумеется, интересует вопрос - а какие тенденции развития блогов и сообществ в эпоху глобализации? Трудно сказать. Но о некоторых возможных вариантах я попробую рассказать.

   Не секрет, что сейчас каждый разработчик социального ПО тянет в свою сторону. А с учетом тенденции к глобализации (т.е. подгребанием и переманиванием к себе пользователей) есть опасение, что standalone блоги начнут вымирать (как вариант: их начнут вытеснять из занимаемой ниши) или мигрировать в эти глобальные сообщества. Так что можно предположить, что сообщества будущего будут напоминать коллективные соты, где "участнику" выделяется отдельная социальная ячейка (похожая идея реализована в Multiply, но реализована технически слабо) .
   Хотя вопрос о standalone блогах пока остается открытым - я пока не могу уловить тенденцию и путь их развития (или наоборот - регресса; в упрощении есть своя сермяжная правда).

   Со связностью тоже интересная штука. Не исключено, что в блоговских движках появится механизм для объединения блогов в социальную сеть, но проще концентрировать пользователей в одном месте, чем пытаться объединить standalone-блоги какой-либо социальной надстройкой.
   Поэтому в перспективе вполне возможен такой вариант: двухсторонее api от личного блога к сообществу (то есть, я одновременно и вне сообщества, и в сообществе - в зависимости от точки зрения - View point). Или предложить блоггерам заманчивый вариант миграции на хостинг сообщества.
   Кстати, с точки зрения начинающих блоггеров более привлекательным будет небольшой интерфейсный модуль на "своем" хостинге. А физически данные и движок находятся в "community datacenter". Посетитель такого фокуса даже и не заметит. А вот владельцы блога от концентрации сообщества и "моментальной" социальной увязки (данные-то в одном месте) получат дополнительные возможности и смогут перейти на следующий уровень the Internet Game.
   Интересно, что при такой централизованном хранении вместо гиперлинков можно использовать универсальные уникальные id (id ресурса + id владельца), с которыми можно работать через систему учета и резолвинга (resolve) этих id. Технически это не сложно. Например, Гугль без особых проблем может взять на себя функции такого центра (они даже сделали первый шаг к этому - Google Web Accelerator. Корявый и неудачный, но шаг вперед).
   Кроме того, на базе "community datacenter" можно достаточно эффективно организовать технологию Data Mining - как по внутренним источникам, так и по внешним. В случае большого сообщества, поделенного на логические кластеры, единые мощные структуры хранения и обработки данных алгоритмами DM - это весьма ценный и высокорелевантный инструмент "раскопки знаний" и интеграции сообщества.

   Так что эпоха глобализации сулит нам (пользователям) много чего интересного в деле построения сообществ и социальных сетей. Web 3.0 обещает быть занятной и полезной штукой.

   ---
   1 - По этому поводу у Jeremy Zawodny есть интересная заметка про сообщества vs корпорации

(a) Контент: Vadim Artamonov, 1999 - 2009 Anno Domini