ArtReal: На грани иронии

Адрес странички на сайте: http://artreal.pp.ru/toweek/2003/a0405.html

Мышление и шаблоны

    Часто, заходя на форум (по PHP, серверам и т.д.) удивляешься, почему многие не хотят утруждать себя чтением документации и самостоятельной работой над возникающей проблемой. Почему "уважаемые гуру" должны растолковывать каждому задавшему дурацкий вопрос то, что неплохо написано в документации и обсуждено в деталях не один раз?
    При этом, большинство возникающих проблем решается просто и элементарно. Иначе говоря, люди просто не хотят думать. А почему? Почему они уповают на доброго, но мифичного Пушкина, который вникнет в их проблемы (изложенные, как правило, очень невнятно), с ходу остановит коня и зайдет в горящую избу... то есть выложит готовое решение?
    Ответ на вопрос "Почему?" упирается не в то, что люди не могут думать, а в то, что не хотят и не умеют - они уже приучены не думать.

    Есть гипотеза, что большинство людей привыкли, что им все подробно объясняли учителя, а учебные примеры по теме служили не для того, чтобы опробовать новый материал на практике, а для закрепления шаблонов решения.
    По итогам такого стиля обучения выясняется, что задача, укладывающаяся в один из известных шаблонов, успешно решается, но шаг в сторону (отклонение от шаблона) приводит к панике или беспомощности.

    Более продвинутым способом шаблонизирования становятся тесты - когда из нескольких ответов нужно выбрать правильный. Таким образом, мы имеем вопрос и готовые ответы, из которых чаще всего можно исключить неправильные ответы. Оставшийся ответ будет правильным.
    Вот к чему это приводит:

Студенты, поступающие из Китая или Кореи, сдают их блестящим образом, но потом при собеседовании оказывается, что их аналитические способности и их умение обсудить проблему на концептуальном уровне резко отстают.

    Чего и следовало ожидать. Человек, натасканный на готовые решения и "стандартные методы" решения задач, совсем не рвется к аналитике, в которой многие решения могут оказаться весьма неожиданными и нетрадиционными.

    Неудивительно, что такие люди жутко обижаются на "злых гуру", которые посылают их на четыре буквы и предлагают изучить документацию и подумать самостоятельно, а вовсе не собираются выкладывать готовое решение.
    Мало того, неопытность в постановке задач (плюс нежелание получать такой опыт) часто приводит к тому, что вопрос изложен настолько невнятно, что пора вызывать телепатов (которые, как обычно, в отпуске). Хотя многим известна старая поговорка о том, что грамотно заданный вопрос - это половина ответа.

    А между тем,

Динамичное общество требует гибких, разносторонних работников, и такая поливалентность достигается прежде всего сочетанием продвинутого преподавания базовых предметов (математика, язык, литература), развивающих логическое, концептуальное и критическое мышление наряду с коммуникативной компетентностью...

    Бороться с шаблонностью, конечно, пытаются. Многие преподаватели, делающие жизнь ученика нескучной, говорят, что их больше интересует не столько точность решения, сколько сам ход решения, особенно на смешанных задачах.
    Высшая школа, насколько я помню, боролась с шаблонностью весьма интересным методом - в билеты включались вопросы, требующие не изложения знаний, а их применения.

За двадцать лет преподавания в колледже я поняла, что преуспевающий студент - это не обязательно тот, кто получает высшие баллы на стандартных тестах. Это тот, кто читает. Постоянное и разнообразное чтение дает нам идеи, которые обогащают нашу жизнь.

    Однако, в наш сумасшедший век, век стрессов и хай-тека, получается, что "чем дальше в лес", тем больше учебная программа напоминает FAQ. В какой-то мере такой подход оправдан - нельзя объять необъятное, но основу и часто возникающие задачи - вполне.
    Но инженерный подход и гибкость ума никогда не бывают лишними.

Линки по теме:
Нет плохих учеников, есть плохие школы?
Избранные цитаты из форума

(a) Контент: Vadim Artamonov, 1999 - 2009 Anno Domini