ArtReal logo
На грани иронии
 

<! doctype content //public >
<! xref location=/Toweek/2002 >

 
09.09.2002

Вадим Артамонов

Какого черта мы смотрим сериалы?

Несерьезные заметки на тему телесериалов

- Хотите поговорить об этом?
(типичный вопрос любого психоаналитика)

    А что, не поговорить ли нам о сериалах? Зачем мы их смотрим, вредно ли смотреть сериалы, и нужно ли бросать смотреть сериалы...
    Вот так с ходу, не вдаваясь в сингулярность окружающего мира (и без учета поведенческой психологии случайно взятого индивидуума), я поделил сериалы на три разновидности.
1. Мелодраматические. Количество серий не ограничено, точнее - ограничено тем моментом, когда кто-то из съемочной группы или актеров не заявит, что "сыт этими съемками по самые жабры".
2. "Длинные фильмы", снятые как сериалы. Количество серий небольшое.
3. Сюжетные сериалы. Количество серий ограничивается "плодовитостью" сценариста на сюжеты.
4. Все, что не вошло в первые три разновидности. Поскольку я делил на три категории, то эту на эту разновидность мы просто закроем глаза.

    Рассмотрим эти разновидности подробнее.
    Мелодраматические сериалы - бесконечная мелодрама, с хитроумно закрученным сюжетом (из-за чего сценарист временами сам путается) демонстрирующую полную трагизма и простых человеческих радостей жизнь отдельной семьи, группы семей или какого-то круга лиц. Типичным представителем этой разновидности являются сериалы "Богатые тоже плачут", "Просто Мария".
    Почему же люди их смотрят, вызывая опустение на улицах во время показа и просиживая задницами диваны? Скорее всего, из-за подсознательного желания понаблюдать за чужой жизнью и из-за врожденной любопытности - а что будет дальше. Этим часто пользуются режиссеры, обрывая очередную серию на самом драматическом моменте. Кроме того, это возможность (сопереживая героям) ощутить тот спектр эмоций, до которого в реальной жизни "руки не доходят".
    Начиная смотреть такой сериал, многие настолько втягиваются, что, не имея возможность посмотреть очередную серию, впадают в беспокойство. Но, если пытаться посмотреть сериал не с начала, то многое в ходе развития текущей обстановки кажется непонятным, особенно, если причина "семейных разборок" зарыта где-то в районе "сто серий тому назад".
    Зависимость от таких сериалов лечится перерезанием провода к телевизору. А психологический дискомфорт устраняется флудливой бабулькой.

    Переходим ко второй разновидности сериалов. Временами сценарий получается настолько объемным, что втиснуть его в "стандартных" полтора-два часа практически нереально. Что делать? Либо кастрировать сценарий, либо разбивать пяти-шести часовой фильм на две-три серии. Но при этом в два раза увеличится бюджет фильма, а две-три серии в кино - это неудобно для зрителя.
    И тогда рождается гениальная идея - "а не снять ли нам сериал?". Пять часов нормального фильма растягиваются на 12 (или больше - тут все зависит от "творческих поисков" сценариста) серий. Бюджет и динамика фильма при этом размазываются на все серии.
    Лучше обстоит дело, когда с самого начала планируются съемки сериала, с соответствующей концепцией и бюджетом.
    Поскольку сериал заканчивается достаточно быстро, то привыкания не возникает. Пример такого типа сериалов - "Каменская", "Остановка по требованию".

    Что касается третьей разновидности сериалов, то ее оставим "на сладкое" и рассмотрим в следующем Toweek.

На печать  

<! xref location=/Toweek/2002 >
<! doctype links //site-relative >