ArtReal: На грани иронии

Адрес странички на сайте: http://artreal.pp.ru/toweek/2001/a1509.html

Терроризм - это путь шакала... 

    Вы, конечно, знаете, что произошло с WTC. Но я не буду говорить о том, на сколько процентов американцы виноваты в том, что над ними поглумились. Я не буду гадать, кому это выгодно. Лучше я покажу оборотную сторону терроризма - техническую.
    Все начинается с планирования операции. Первый момент - какой "эффект" необходим, и какие ресурсы можно затратить. Взрыв бомбы около небоскреба и падение небоскреба - две разные вещи. Первый вариант - проще и дешевле, но второй вариант будет иметь гораздо больший резонанс. Понятно, что чем больший эффект необходим, тем больше финансовых и прочих ресурсов потребуется.
    Поэтому второй момент - чем выше "планка", тем тщательней должно быть планирование. Даже акция "набить Васе из соседнего подъезда морду" должна включать планирование: А вдруг он будет не один? А вдруг у него будет в руке кирпич? Может, подкараулить его в другом месте, и чтобы у него место для маневров было меньше... Пути отступления, опять же...
    Третий момент - выбор способа атаки и технических средств . Теоретически проще занести/закатить в здание мощную бомбу. Практически - шаблоны неэффективны и зависят от многих случайностей. Гораздо большую растерянность и панику вызывает применение нестандартной акции (и нестандартными способами). Чем менее вероятно применение какого-то способа ("не укладывается в голове"), тем меньше вероятность срыва из-за бдительности охраны и случайных факторов. В случае с WTC были выбраны самолеты ("ну кто бы мог подумать?"). И это притом, что одиночный легкий самолет/вертолет особого ущерба зданию не причинил бы. Поэтому были выбраны тяжелые и "публичные" самолеты.
    Четвертый момент - исполнители. Понятно, что нормальный летчик в здание не влетит, ни добровольно, ни принудительно, так как представляет себе последствие (кстати, у Гастелло была совершенно иная ситуация). Таким образом, нужны свои пилоты. Но, если обучение пилота стоит Х денег, то обучения пилота навыкам камикадзе или камикадзе - навыкам пилота стоит больше в несколько раз. и не только из-за двойного обучения, но и из-за жесткого отбора исполнителей и подбора кадров (а выбраковка - вещь жестокая и дорогая, так как каждому выбракованному трупу нужна своя легенда, чтобы его не свели с аналогичными случаями).
    Пятый момент - конспирация в узком кругу. Чем меньше человек посвящено в акцию, тем меньше будет утечка различных сведений. Кстати, из-за этого самолеты захватывались холодным, а не огнестрельным оружием. Способов "незаметно" протащить пистолеты и взрывчатку есть, но они требуют содействия третьих лиц. А они могут проболтаться до акции, а после акции его придется убирать, как ненужного свидетеля.
    Шестой момент - информационный. Информация - это важный момент при планировании, причем лишней информации не бывает, чем больше мы знаем об объекте и его особенностях (график охраны, пункты ее размещения, уязвимые стороны), тем успешнее будет акция. Информация (качественная) стоит денег, но самое важное - не дать возможности догадаться, зачем и куда она будет использоваться.
    Седьмой момент - время. Чем меньше времени на подготовку, тем больше шанс, что акция пойдет по неуправляемому пути из-за недопланирования и отсутствия у исполнителей четких инструкций - что делать, если ситуация изменяется в сторону от планируемого.

    Нам повезло, что лидеры террористов сами планируют операции, а не привлекают специалистов по планированию операций, использующих системный анализ для планирования, теорию исследования операций для "оптимизации" и ТРИЗ для "разрешения противоречий". Тогда последствия были бы хуже.

***

Этот рассказ был написан 3 года назад, после чего заброшен, и не редактировался. Один из моих первых литературных опытов.
 

Облака любят смерть


В рассказе рассматривается вполне конкретная сложившаяся ситуация и пути ее решения.  Все имена и названия изменены.

     - Что вы будете, сэр? - стюардесса приветливо улыбнулась симпатичному молодому мужчине.
    Тот улыбнулся, поднял глаза на стюардессу:
    - Пожалуйста, рис с курицей и кофе с рюмкой коньяку.
    Получив требуемое, симпатичный мужчина с именем Майер постепенно разобрался с рисом и курицей, затем принялся за кофе. Кофе оказался превосходным и Майер отдал ему должное.
    Откинувшись на спинку, Майер устроился поудобнее в кресле. Скоро он уже будет на месте, а пока можно разглядывать пассажиров и мечтать.

    Его внимание привлек пассажир спереди, который начинал нервничать,  поглядывая на часы.  Внезапно он вскочил, выхватил из-под пиджака пистолет и,  размахивая им, закричал:
    - Всем сидеть на месте или взорвем самолет!
    После чего продемонстрировал брикеты пластиковой взрывчатки и взрыватель, прикрепленный к ним.

    Самолет, в котором совершается теракт, является так называемым "изолированным помещением". В нем и террорист и заложники оказываются в одинаковом положении при применении оружия, авариях или неполадках.  Для совершения теракта в "изолированном помещении" достаточно одного вооруженного человека, а применение оружия обычно дает серьезные последствия для всех присутствующих.

    "Идиот, хорошо хоть палить по сторонам не стал. А вот взрыватель хороший. И где он его достал?"- подумал Майер. Взрыватель действительно был хорошим. При своих малых размерах он допускал как установку таймера и ручной сброс "на ноль" (немедленный взрыв), так и дистанционное управление. Такие штуки на дороге не валяются.
    Сзади щелкнул затвор автоматического пистолета и другой голос произнес:
    - Если будете сидеть тихо, все останетесь живы.
    "Ага, тут уже не один террорист"
    Раздались шаги, террорист прошел вперед и заменил первого террориста, забрав у того взрывчатку. Тот, в свою очередь, пошел дальше.
    "К пилотам пошел."
    Пока террористы покрикивали на взволнованных пассажиров, уговаривая их успокоится, Майер спокойно наблюдал за происходящим. Это было не простое любопытство. Алекс Майер был сотрудником специального подразделения "М" по борьбе с терроризмом.

    Специальное подразделение "М", оно же "Черная бабочка" было создано для борьбы с террористами. Комплектовалось специалистами по терроризму с исключительно высокой квалификацией. Кроме оперативного имеется аналитическое подразделение для обработки информации и разработки операций. Одним из отличий от других подразделений было то, что "М" для борьбы с терроризмом применяла любые доступные методы.

    "Вот что мы имеем",- анализировал Майер сложившуюся ситуацию. "Один впереди салона, назовем его Толстым, другой сзади, назовем его Лохматым, а третий ушел к пилотам, назовем его Блондином".

    - Мы сядем, получим миллион долларов, вертолет, и вы свободны,-  объяснял пассажирам Толстый, в то время как Лохматый бродил по салону вперед-назад, подозрительно оглядывая сидящих.

    "Нет, это не профессионалы",- понаблюдав за террористами, сделал вывод Майер.

    Чем же внешне любитель (непрофессионал) отличается от профессионала?  Любитель строит из себя крутого в расчете на ужас окружающих, профессионал держится с достоинством. Любитель берет с собой оружие повнушительней, пусть даже кустарное, и всячески его демонстрирует, профессионал старается пользоваться лучшим оружием, а вид оружия выбирает в зависимости от места действия и целей, доставая его по мере надобности. Профессионалы работают слаженно в одной команде, хорошо координируют свои действия и способны заменить друг друга. А любители работают как табун, при изменении обстановки теряются и могут стать неуправляемыми, что часто приводит к тяжким последствиям и горе трупов.

    "Итак, что мы имеем?"
    Во-первых Майер совершенно не хотел быть в заложниках. Применив очередную уловку, Майер протащил оружие на борт и очень не хотел, чтобы террористы его нашли или что-то заподозрили. Если такое произойдет, то он будет первым кандидатом на отстрел. А так как Майер умирать не собирался, его сопротивление могло привести к гибели пассажиров.
    Второе. Любитель непредсказуем. Кто может поручиться, что любитель по ошибке или от страха не взорвет самолет или не начнет отстрел пассажиров?
    Третье. Существуют следующие пути ликвидации террористической угрозы:
- штурм внутренний. Бойцы спецподразделения просачиваются внутрь, смешиваются с заложниками и, в подходящий момент, начинают истреблять террористов. В данном случае такое возможно только после приземления самолета. В воздухе это может сделать только Майер в одиночку.
- штурм внешний. Бойцы спецподразделения начинают штурм объекта снаружи.  Возможно только после приземления самолета. Требуется исчерпывающая разведка состояния внутри "изолированного помещения". При этом используется большое количество косвенных данных (террористы ведь не дадут исчерпывающий ответ о своем вооружении, численности и размещении). Возможно большое количество жертв.
- добровольно-принудительная сдача. В результате переговоров террористы добровольно сдаются под угрозой (принуждением) штурма.
- получение отступного. Получив требуемое террорист отпускает заложников (а может и не отпустить). Этот вариант используется если штурм крайне опасен для жизни заложников.
    Четвертое. Любители обычно часто меняют свои требования при переговорах, с ними трудно договориться, что раздражает и террористов и антитеррористическое подразделение. Раздражение может привести к необдуманным решительным действиям какой-либо стороны.

    Взвесив все это, Майер решил действовать самостоятельно, несмотря на довольно большой риск.

    Внезапно вернулся взволнованный Блондин. Он подошел к Толстому и что-то ему сказал. Террористы о чем-то заспорили. Затем они поменялись местами и Толстый пошел к пилотам.
    "Что-то у них идет не так. Надо торопиться".
    Майер еще раз окинул взглядом Блондина. Бронежилета у того не было.  Наличие скрытого бронежилета можно определить по движению человека. Бронежилет мешает движениям, делает их несколько неестественными и скованными, полнит человека.
    Майер осторожно вытащил свой пистолет из кобуры. Улучшив момент, когда Лохматый проходил мимо него, Майер нанес ему резкий удар в живот, после чего тот беззвучно свалился на пол. И неудивительно. Такой удар  превращает внутренности в кашу и дробит позвоночник.
    Одновременно Майер из своего пистолета выстрелил Блондину в сердце.  Отсутствие у того бронежилета было как раз кстати. Как утверждает достаточно большое количество криминалистов, при попадании в голову, когда пуля разрывает мозги, возможны непроизвольные движения, что в данном случае особенно некстати.

    Майер не очень сильно рисковал, используя пистолет. У него был Marl SS и специальные удлиненные двухмиллиметровые патроны к этому пистолету. Выстрел таким патроном даже без глушителя за счет достаточно хитрой конструкции пистолета дает звук не громче чиха.
    А пуля с синим наконечником тоже весьма своеобразна. Она состоит из специального разрывного ядра и оболочки с косым надпилом. При попадании в мягкие ткани оболочка лопушится и срабатывает ядро, в то время как при попадании в тонкие твердые предметы оболочка не успевает разорваться. Таким образом, в худшем случае, в обшивке самолета оказалась бы только двухмиллиметровая дырка, что не так страшно, как при с попадании обычной пули.
    Далее все дело решали секунды. Тело еще не успело упасть, а Майер уже стартовал к пилотам "кошачьим бегом".
    Дверь к пилотам была не закрыта.
    Дальнейшие действия Майера строились на предположении, что террорист кабине не готов немедленно применить оружие, так как держа постоянно палец на  спусковом крючке существует риск случайно выстрелить и раскрошить стекло,  оборудование или застрелить пилота.
    Майер прокрался к двери и рывком за шею выдернул террориста в коридор  (если уж будет выстрел, так не в кабине), одновременно сломав тому шейные позвонки, и через секунду сам был в кабине.
    Пилоты и бортмеханик были без сознания, получив по хорошему удару  рукояткой пистолета по голове.
    "Идиот не смог с ними договориться. Понятно, из-за чего был спор."
    Майер поднял забившуюся в угол от страха стюардессу, погладил ее по голове:
    - Идите успокойте пассажиров!
    Стюардесса непонимающе смотрела на него.
    - Все хорошо, все кончилось. Успокойте пассажиров и возращайтесь сюда.
    Наконец до стюардессы дошло, она кивнула и пошла в салон. А Майер произвел беглый осмотр пилотов и убедился в том, что они будут без сознания достаточно долгое время.
    Из салона донеслись радостные вопли, и вскоре вернулась стюардесса.
    - Вы знаете мисс ... Кстати, как вас зовут?
    - Мегги.
    - А меня Алекс. Так вот, у нас проблемы с пилотами. Они не могут управлять самолетом.
    В глазах Мегги отразился ужас.
    - Мегги, мы еще не в гробу. Лучше займемся делом. Давайте этих бедняг куда-нибудь перетащим, туда, где им будет удобнее.
    Маневры по перемещению заняли три ходки.
    - Теперь, Мегги, слушайте меня внимательно. Найдите врача для пилотов.  А потом поищите для меня среди пассажиров летчика. Но летчика ищите тихо,  чтобы не было паники.
    Вытолкнув стюардессу, Майер уселся в кресло пилота и принялся изучать приборы.
    Стюардесса вернулась минут через двадцать.
    - Сэр, врача я нашла, он уже занимается пилотами. А вот летчика среди пассажиров нет,- виновато закончила она.
    - Мегги, еще не конец света. Как-нибудь посадим. Ладно, принесите мне кусок курицы побольше и риса. Майер мог бы обойтись и без этого, но ему хотелось немного отвлечь Мегги от минорных мыслей и дать ей прийти в себя.

    Майер уселся поудобнее и надел наушники.
    - Борт 712. Срочно. Прием.
    - Борт 712, это Денвер. Что у вас там?
    - Денвер, у нас "Альфа-7".

    Код "Альфа-7" означает "На борту совершена попытка теракта. Есть проблемы". Получив такой код, станция слежения передает управление полетом ближайшей специальной службе слежения, имеющей право обеспечивать самолету необходимый свободный воздушный коридор при нештатных ситуациях. Кроме того,  такая служба ведет все переговоры с другими авиаслужбами, освобождая от них  пилота.

    - Борт 712, это Денвер. Передаем вас "Ситек".
    - Денвер, это борт 712. Вас понял.
    - "Ситек", это борт 712. Прием.
    - Борт 712, это "Ситек". Что у вас там?
    - У нас "Альфа-7". Террористы блокированы. Пилоты без сознания и,  похоже, надолго.
    - Технические повреждения?
    - Пока не выявлено.
    Пауза.
    - Борт 712, вы в состоянии посадить самолет?
    - Не уверен.
    - У вас есть летный опыт?
    - Есть, но не на таких. Я летал на F-16 и ему подобных.
    - Да... ситуация сложная. Что предполагаете делать?
    - Буду сажать, но мне нужна непрерывная консультация.
    - Вас понял, начинаем поиск специалиста.

    Нет ничего странного в том, что Майер прекрасно летал на одно/двухместных самолетах различных типов и марок. Офицер специального подразделения должен уметь пользоваться любым типом оружия и транспорта. Штука в том, как этому учили в подразделении "М". "Курсантам" на лекциях объясняли  назначение приборов и органов управления, аэронавигацию, основы физики полетов  и простейшие приемы пилотирования. После чего сажали в самолет и говорили:  "лети". После нескольких судорожных полетов "на грани" они начинали летать  достаточно уверенно, а немного позже начинали летать с такими трюками, какие  не получались даже у профессионалов, ведь у них не было ни летных шаблонов ни  комплексов на этот счет. Система обучения очень рискованная и жестокая, но  результаты превосходные.

    Мегги принесла курицу с рисом.
    - Бортмеханик начал приходить в себя, а пилоты пока нет.
    - Ничего. Опыт полетов, хоть и скромный, у меня есть.
    Майер поскромничал. Усаживаясь в самолет, он настолько сливался с ним,  что многие, видевшие полеты Майера, удивлялись, почему самолет не падает после столь изощренных трюков.
    - Когда бортмеханик прийдет в себя, пусть ползет сюда, будет помогать.  Я сейчас хочу проверить свои летные навыки. Не бойтесь. Пассажирам скажите,  что мы сейчас выполним проверку оборудования и их сейчас поболтает.
    Майер не стал говорить, что ему требовалось проверить не навыки, а научиться управлять этой махиной. Благо опыт обучения таким способом уже был.

    - Борт 712, это "Ситек". Мы готовы вести вас.
    - "Ситек", это борт 712. Вас понял. Я тоже готов.

***

    Посадка получилась несколько кривой, но синяков никому не наставила.
    Стюардесса подошла к Майеру:
    - Вы нам так сильно помогли, а я даже не знаю, кто вы такой.
    - Ничего особенного, я офицер специального подразделения по борьбе с терроризмом.
    - Ух ты! Но вы такой милый и симпатичный ...
 

(a) Контент: Vadim Artamonov, 1999 - 2009 Anno Domini