ArtReal logo
На грани иронии
 

<! doctype content //public >
<! xref location=/Toweek/2001 >

 
01.07.2001

Вадим Артамонов

Флеш в роли убийцы

Что будут делать контент-сайты, когда к ним придет флеш?


    Умные люди утверждают, что раз уж графический интерфейс, напиханный мультимедией по горло процессора, добрался до Windows, то в ближайшем будущем он доберется и до Интернета, с помощью Билла Гейтса или без оной.
    Так что будущее Интернета лежит в мультимедийном контенте, к которому, со стороны потребителя, будет прикручен некий девайс. Каким будет этот девайс - сказать сложно, так как Microsoft бубнит речитативом ".net, .net, .net", сторонники виртуальной реальности нежно поглаживают перышки на шлемах, а корпорация Sun убеждена, что все это будет работать на Java.
    Все мы, как сознательные серферы, вполне понимаем, что на смену скучным однообразным HTML-страницам, где косяки бродилок воспринимаются как фича сайта, где мерзкие гифы с 256-ю ущербными цветами приводят к тремору страстных очей серфера, а дизайнеры баннеров просто напрашиваются на отстрел (и до сих пор спорят, как правильно вставлять в баннер 25-й кадр), придет умилительная и красивая графика TrueColor, которая перевернет не только весь Интернет, но и наше мировосприятие. Новая концепция представления информации, не только в 3, но и в 4D (интересно, а как будет выглядеть аська с RealVideo?). А для более полного счастья нам обещают поднять скорость dial-up до 128К.

    Нда, куда-то мы не в ту тундру ломанулись. Какие, собственно, технологии мы имеем "здесь и сейчас"? VRML, Flash, QuickTime.... ну, и другие. Я не буду вдаваться в технические подробности, анализ применимости и прочую ботвичность, читая которую, радуются только специалисты. Просто скажу, что наиболее потенциальным средством нетрадиционного представления информации (традиционный - это HTML) является флеш. Хотя бы из-за того, что он чаще встречается. А еще потому, что такая популярная бродилка как IE (ей пользуются 85% серферов) до сих пор не научилась проигрывать MP3.

    Флеш - он давно рядом с нами, но многие почему-то воспринимают его как забавную игрушку.
    Но самое интересное состоит в том, что так оно и есть. Флеш действительно сейчас используется для создания мультиков, баннеров и спецэффектов. Причем, мультик можно сделать интерактивным (с обратной связью). Поэтому игры на флеше на порядок зрелищнее тех игр, что написаны на Яве. Впрочем, Ява создавалась не для "игр и роста", а как серьезный клиент, не зависящий от типа процессора.
    Тем не менее, на Флеше можно создать хороший контент-сайт, и смотреться он будет как живой. Тех, кто в это не верит, отсылаю на сайт Андрея Иголкина. Там же можно посмотреть на то, как графика огранично вписывается в "страницу".
    Еще одна интересная область применения флеша - это гостевые и форумы, сделанные на флеше. Общение, сами понимаете, должно быть мультимедийным.
    Из-за особенностей построения флеша (речь идет о формате swf) одиночная страница, реализованная на флеше, всегда будет больше той, что сделана на чистом HTML. Но флеш обладает одной великолепной особенностью - он позволяет провести операцию отделения мух от супа, то есть дизайна от контента. Поэтому, закачав шаблон дизайна один раз (в составе флешки), в него можно вставлять любой контент, не перечитывая дизайн для каждой "страницы" с сайта.
    При этом загружается весь сайт или какой-то раздел сайта, что избавляет от необходимости перечитывать страничку, ползая по сайту вдоль и поперек. Только вот для того, чтобы посмотреть только одну страничку (или две), приходится грузить целый мегабайт, что энтузиазма ни модему, ни серферу не прибавляет. Можно, конечно, разбить флеш на несколько частей, то есть отдельный флеш-ролик для каждой страницы или группы страниц, но при этом каждой мухе необходим отдельный суп, а преймущество отделения дизайна от контента не работает.
    Другая задница возникает на часто обновляемом ресурсе (типа сайта новостей). Как там прикажете делать? каждые пять минут делать новый (обновленный) ролик не возьмется ни один идиот. Поэтому флешка будет собираться в динамическом режиме. Ничего особо сложного в этом нет, но ресурсов эта "операция" требует раз в десять больше, чем генерация "на лету" HTML-страницы скриптом. И это еще не страшно. но когда 100 разных человек запросят 100 разных страниц - вот тут-то сервер и щелкнет ластами.
    Что делать? Кешировать страницы (которые swf) и группировать часто запрашиваемые  и одинаковые по тематике страницы вместе. "Жирность" swf при этом, понятно, растет. Выход из положения (пока нет недорогих суперкомпьютеров и волоконно-оптических телефонных проводов) такой: осуществляем дублирование сайта по двум веткам - HTML и флеш. Флеш - для изысканных клиентов на "толстых линиях", HTML - для всех остальных.

    Так оно и будет, но движок, обеспечивающий удобство обновления и синхронизацию, сможет себе позволить только крупный контент-проект, из-за стоимости самого движка и стоимости его обслуживания. А небольшие контент-сайты такого удовольствия будут лишены.
    Станет ли флеш убийцей контент-сайтов (особенно - небольших)? Ммм.... а что будет дальше... ну, давайте, кусайте локти друг другу.

На печать  

<! xref location=/Toweek/2001 >
<! doctype links //site-relative >