Технология новостей
Поводом к написанию этой
статьи стали сообщения на ЕЖЕлисте.
Как и кто делает новости, как и кто их ворует? Попробуем разобраться. Заранее предупреждаю, что я этой кухне не вертелся, поэтому то, что написано ниже может быть местами неточно. Просьба не воспринимать эту статью слишком серьезно.
Откуда берутся новости? Тут есть несколько путей.
Первый путь - это пресс-релизы и сообщения пресс-служб. Получив весьма объемную бумаженцию, журналист сканирует ее вдоль и поперек, после чего с криком "Эврика!" цитирует наиболее понравившиеся фрагменты в ленту новостей агентства.
Второй путь. В корпункте информационного агентства
раздается звонок: "Вы знаете, тут на машину свалилось здоровенное дерево.
Так вот, дерево вдребезги, а машину даже не перекосило". Корреспондент
шмелем летит на место происшествия.
А через час это сообщение поступает на ленту новостей.
Корреспондент, правда, забывает упомянуть, что машина бронированная (т.к.
делалась для достаточно известного бизнесмена), иначе говоря - танк на
колесах.
Третий путь. Затишье... Корреспонденту надоедает
гонять мух, и он звонит в пресс-центр: "Добрый день! Вы не скажете, как
там поживает Иванченко?". "А он в Петровнинск уехал".
Тут корреспондент внезапно вспоминает, что в Петровнинске
открывается выставка народных ремесел населения ЗФИ (Земля Франца-Иосифа).
После чего в ленте новостей появляется сообщение: "Иванченко совершает
официальный визит в Петровнинск. В ходе визита он откроет выставку народных
ремесел населения ЗФИ и пожмет руку наиболее выдающимся их представителям".
После чего пресс-центр выкручивает себя наизнанку,
описывая "визит" в подробностях, в то время как их шеф занимается охотой
на местных бабуинов.
Четвертый путь. Прогуливается, значит, корреспондент
по улице, пивко попивает.
В это время директор достаточно известной в городе
фирмы, приняв на грудь литр водки, выходит на балкон посмолить сигару,
спотыкается на ведре с капустой и падает вниз с девятого этажа.
Шустрый корреспондент отщелкивает целую пленку во
всех мыслимых ракурсах внезапно обнаружившимся в кармане фотоаппаратом.
После чего быстро бежит к ближайшему телефону и выкладывает новость своему
коллеге (который в это время подсчитывает количество убиенных мух), особенно
напирая на то, что "возможно, это было заказное убийство". Пока он добирается
до агентства, его коллега (отодвинув мух в сторону) судорожно листает книги
(особенно ужасники), выбирая леденящие душу фразы.
Я утрирую, но подобные технологии используются не так уж редко, но все делается мягче и изящнее.
Ну ладно, откуда берутся новости, мы разобрались.
Теперь посмотрим, куда они деваются.
С ленты новостей информационного агентства новости
поступают в редакции средств массовой информации (СМИ).
Тут есть один момент. Есть новости открытые и закрытые.
Открытую новость можно сразу впечатывать в листовку... простите, в газету.
А за закрытую нужно платить.
Казалось бы, бери открытые новости, подписывайся
на закрытые и свободно публикуй в своем СМИ. Так нет же - воруют. Дело
доходит до смешного. Одна газета публикует материал. Другая стягивает его
себе, немного корректирует материал (типа "мы его не спиратствовали") и
печатает. Третья стягивает материал у второй газеты... В итоге -
в пятой газете материал является полной противоположностью первоначальному.
Ну, и начинаются разборки: кто, когда и у кого стянул.
Ладно, получили мы новость. Что дальше? Дальше - как преподать ее читателю. Посмотрим это на примере некоторых электронных СМИ (отмечу, что СМИ публикуют не все новости с ленты, а осуществляют выборку по своим критериям).
Internet.ru. Новости публикуются почти один в один. Зато статьи (аналитические материалы) очень неплохи. Мне нравятся. Метод отбора новостей мне непонятен, область отбора - новости Интернет.
Lenta.ru. Новости хорошо обрабатываются. Аналитический комментарий искусно вписывается в новость. Читается легко. Выбираются самые интересные, актуальные и сенсационные новости по категориям (В мире", "Интернет", "Медицина" и т.д.).
Infoart News. Субъективно: Новость дается в облагороженном виде. Аналитических комментариев очень мало. Что-то мне кажется, что отбора нет, или он минимальный. Для тех, кто любит получать новость в чистом виде, а потом строить различные гипотезы (сам себе Доренко).
Gazeta.ru. Статьи в основном содержат аналитический комментарии. Но статьи слишком серьезные (официальный стиль). Отбираются наиболее важнейшие новости (критерий отбора мне неизвестен). Попытка объективно взглянуть на события.
Vesti.ru. В основе статьи - авторский взгляд на новость. Взгляд, понятно, субъективный. Но читается легко, так как автор не собирается мучить читателя официальным языком, да еще и демонстрирует оригинальный взгляд на событие. Материал отбирается автором.
Time o'clock. Сначала
дается новость (в том виде, в каком она есть на ленте новостей), затем
к ней комментарий. Ни новость, ни комментарий отдельно читать неинтересно.
Но вот вместе... Просто прелесть.
Если будете читать - пристегивайтесь ремнем безопасности,
чтобы не упасть со стула от смеха.
А теперь мой проект "Серые новости". Тут я пишу новости сам. Выискиваю наиболее интересную и оригинальную новость, вникаю в нее. После чего пишу эту новость в стиле отсебятины. А потом беру и комментирую сам себя. Что из этого получается - смотрите сами.
На этом позвольте откланяться.