ArtReal logo
На грани иронии
 

<! doctype content //public >
<! xref location=/Toweek/2000 >

 
13.06.2000

Вадим Артамонов

Технология новостей

Откуда берутся новости?


    Поводом к написанию этой статьи стали сообщения на ЕЖЕлисте.

    Как и кто делает новости, как и кто их ворует? Попробуем разобраться. Заранее предупреждаю, что я этой кухне не вертелся, поэтому то, что написано ниже может быть местами неточно. Просьба не воспринимать эту статью слишком серьезно.

    Откуда берутся новости? Тут есть несколько путей.

    Первый путь - это пресс-релизы и сообщения пресс-служб. Получив весьма объемную бумаженцию, журналист сканирует ее вдоль и поперек, после чего с криком "Эврика!" цитирует наиболее понравившиеся фрагменты в ленту новостей агентства.

    Второй путь. В корпункте информационного агентства раздается звонок: "Вы знаете, тут на машину свалилось здоровенное дерево. Так вот, дерево вдребезги, а машину даже не перекосило". Корреспондент шмелем летит на место происшествия.
    А через час это сообщение поступает на ленту новостей. Корреспондент, правда, забывает упомянуть, что машина бронированная (т.к. делалась для достаточно известного бизнесмена), иначе говоря - танк на колесах.

    Третий путь. Затишье... Корреспонденту надоедает гонять мух, и он звонит в пресс-центр: "Добрый день! Вы не скажете, как там поживает Иванченко?". "А он в Петровнинск уехал".
    Тут корреспондент внезапно вспоминает, что в Петровнинске открывается выставка народных ремесел населения ЗФИ (Земля Франца-Иосифа). После чего в ленте новостей появляется сообщение: "Иванченко совершает официальный визит в Петровнинск. В ходе визита он откроет выставку народных ремесел населения ЗФИ и пожмет руку наиболее выдающимся их представителям".
    После чего пресс-центр выкручивает себя наизнанку, описывая "визит" в подробностях, в то время как их шеф занимается охотой на местных бабуинов.

    Четвертый путь. Прогуливается, значит, корреспондент по улице, пивко попивает.
    В это время директор достаточно известной в городе фирмы, приняв на грудь литр водки, выходит на балкон посмолить сигару, спотыкается на ведре с капустой и падает вниз с девятого этажа.
    Шустрый корреспондент отщелкивает целую пленку во всех мыслимых ракурсах внезапно обнаружившимся в кармане фотоаппаратом. После чего быстро бежит к ближайшему телефону и выкладывает новость своему коллеге (который в это время подсчитывает количество убиенных мух), особенно напирая на то, что "возможно, это было заказное убийство". Пока он добирается до агентства, его коллега (отодвинув мух в сторону) судорожно листает книги (особенно ужасники), выбирая леденящие душу фразы.

    Я утрирую, но подобные технологии используются не так уж редко, но все делается мягче и изящнее.

    Ну ладно, откуда берутся новости, мы разобрались. Теперь посмотрим, куда они деваются.
    С ленты новостей информационного агентства новости поступают в редакции средств массовой информации (СМИ).

    Тут есть один момент. Есть новости открытые и закрытые. Открытую новость можно сразу впечатывать в листовку... простите, в газету. А за закрытую нужно платить.
    Казалось бы, бери открытые новости, подписывайся на закрытые и свободно публикуй в своем СМИ. Так нет же - воруют. Дело доходит до смешного. Одна газета публикует материал. Другая стягивает его себе, немного корректирует материал (типа "мы его не спиратствовали") и печатает. Третья стягивает материал у второй газеты... В итоге -  в пятой газете материал является полной противоположностью первоначальному. Ну, и начинаются разборки: кто, когда и у кого стянул.

    Ладно, получили мы новость. Что дальше? Дальше - как преподать ее читателю. Посмотрим  это на примере некоторых электронных СМИ (отмечу, что СМИ публикуют не все новости с ленты, а осуществляют выборку по своим критериям).

    Internet.ru. Новости публикуются почти один в один. Зато статьи (аналитические материалы) очень неплохи. Мне нравятся. Метод отбора новостей мне непонятен, область отбора - новости Интернет.

    Lenta.ru. Новости хорошо обрабатываются. Аналитический комментарий искусно вписывается в новость. Читается легко. Выбираются самые интересные, актуальные и сенсационные новости по категориям (В мире", "Интернет", "Медицина" и т.д.).

    Infoart News. Субъективно: Новость дается в облагороженном виде. Аналитических комментариев очень мало. Что-то мне кажется, что отбора нет, или он минимальный. Для тех, кто любит получать новость в чистом виде, а потом строить различные гипотезы (сам себе Доренко).

    Gazeta.ru. Статьи в основном содержат аналитический комментарии. Но статьи слишком серьезные (официальный стиль). Отбираются наиболее важнейшие новости (критерий отбора мне неизвестен). Попытка объективно взглянуть на события.

    Vesti.ru. В основе статьи - авторский взгляд на новость. Взгляд, понятно, субъективный. Но читается легко, так как автор не собирается  мучить читателя официальным языком, да еще и демонстрирует оригинальный взгляд на событие. Материал отбирается автором.

    Time o'clock. Сначала дается новость (в том виде, в каком она есть на ленте новостей), затем к ней комментарий. Ни новость, ни комментарий отдельно читать неинтересно. Но вот вместе... Просто прелесть.
    Если будете читать - пристегивайтесь ремнем безопасности, чтобы не упасть со стула от смеха.

    А теперь мой проект "Серые новости". Тут я пишу новости сам. Выискиваю наиболее интересную и оригинальную новость, вникаю в нее. После чего пишу эту новость в стиле отсебятины. А потом беру и комментирую сам себя. Что из этого получается - смотрите сами.

    На этом позвольте откланяться.

На печать  

<! xref location=/Toweek/2000 >
<! doctype links //site-relative >