ArtReal: На грани иронии

Адрес странички на сайте: http://artreal.pp.ru/theme/xf/cookie.html

Cookie как инструмент шпионажа


     Когда появились первые cookie, то появились и первые вопли: "Какого черта ваш сервер пишет какую-то муру на мой компьютер?". Потом вопли утихли, а технологию куков стал применять каждый уважающий себя сервер.
    Что же такое cookie? Эта фиговина представляет собой текстовую информацию размером с килобайт. Когда вы заползаете на сайт, сервер может как послать вам (а точнее - вашему браузеру), так и прочитать кук с вашего компа.
    Когда меня задолбала реклама на сайтах, я поставил @Guard. 10 минут мне хватило, чтобы понять, что Cookie Assistant надо отключать (чтобы не жать каждую минуту "да" или "нет"). А кукам был предоставлен свободные вход-выход.
    Такая технология весьма удобна. Когда вы заходите на сайт первый раз, то можете ввести свое имя. А когда зайдете второй раз, то сервер сообщит: "Привет, Вася Попкин! Последний раз вы были у нас вчера. За это время добавилось следующее: <здесь идет перечень>". Удобно ведь?

    Второй виток развития куков пришелся на технологию Web-порталов. Зайдя на портал, вы обнаруживали, что сайт поддерживает интерактивное конфигурирование для каждого посетителя. Можно было удалять со страниц панели, вставлять новые из обширного набора, объяснять, какую новостную информацию показывать, а какую - нет. А самый писк - можно раскрасить сайт в те цвета, какие больше нравятся. Вот тут куки стали использоваться по полной программе - ведь надо где-то хранить эти настройки.

    Если эта информация используется только этим порталом - ничего страшного. Но ребята решили подзаработать. И тут начался скандал.
    Оказалось, что куки хранились не только у посетителя на компе, но и на серваке. Потом их свели в большую базу данных, содержащую вкусы, предпочтения и привычки посетителей. А чуть позже решили технологический вопрос - как определить для конкретного кука адрес E-mail (программа-минимум), а еще лучше - имя или домашний адрес (программа-максимум).
    Ну, а дальше эта подробная информация продается рекламным фирмам и прочим заинтересованным в ней лицам (включая спецслужбы).
    Сам сбор информации удалось доказать, а вот продажу - нет. Тем не менее, посетители, получившие кук от RealNetworks, Comet Systems и DoubleClick начали получать рекламу, которую не заказывали.

    Дальше - больше. DoubleClick собрала базу куков почти 100 млн. учётных записей. Основное же шоу состоит в завершившимся недавно приобретением DoubleClick  маркетинговой компании Abacus Direct. Планы DoubleClick предусматривают слияние собственной базы данных с клиентской базой накопленной в Abacus - которая содержит  более конкретные сведения (реальные имена, адреса, занятость и пр.), что может дать макетинговым фантазёрам большую свободу действий. Догадайтесь с трех раз - что они сделают.

    Чем это грозит? Если вы слишком часто искали порнушные сайты, то начнете получать плакаты и журналы прямо на дом (проклятый капиталист думает, что, посмотрев один-два номера журнала, вы тут же побежите за другим. Фигвам! Мы лучше будем искать порнушные сайты более интенсивно - пока жена не застукает).

    С месяц назад один мой знакомый начал получать почту, в которой 70% всех писем составляла реклама. Но добило его полумеговое письмо с рекламной картинкой. Тогда он быстро сбегал к провайдеру и поменял адрес. Так вот, недельки две назад он плотнячком поработал с поисковой системой С4 - искал какие-то документы. С4 славится тем, что позволяет изменять вид и содержание своего сайта в интерактивном режиме. Может быть это просто совпадение, но через два дня он снова начал получать рекламу.

    С одной стороны - ну и фиг с ним. С другой - меня беспокоит ситуация, когда во все программы (я не въезжаю в ситуацию: зачем получателю почты нужно знать серийный номер моей почтовой программы?) и даже процессоры встраиваются серийные номера.
    А некоторые программы еще хуже. Сначала собирают седения о конфигурации компьютера, установленных программах и чем я на компе занимаюсь. А потом ломятся до какого-то сервака и качают туда все собранные данные, взвизгивая от восторга. Что интересно - по этому IP-адресу имя домена не удается определить. Не ЦРУ ли часом?
    А узнаешь о таком вероломстве по пронзительному воплю @Guard и мстительно нажимаешь Cancel. И вообще, зачем графическому редактору позарез нужен адрес моего почтового ящика (SMTP и POP3 сервера моего провайдера его совершенно не интересуют)?
    Между прочим, Microsoft начиная с W98 начинает сбор информации о компьютере, присваивает Globally Unique Identifier и отсылает все это хозяйство папочке Биллу.

    И на закуску. Microsoft планирует метить свои компакты голограммой с указанием серийного номера диска и наклеивать голограмму с тем же серийным номером на морду компьютера. Не дай бог не совпадут...

(a) Контент: Vadim Artamonov, 1999 - 2019 Anno Domini