Некоторые тенденции развития современной литературы
Посвящается Максу Фраю, который написал
проклятый "Лабиринт". Я тоже туда хочу... |
Когда я это написал, то перечитал все с начала и сказал себе - не верю.
На днях я спросил себя - по каким критериям я выбираю
книги, которые читаю? Разложив виртуальный пасьянс налево и направо, понял
каким. Я умудряюсь читать фантастику, фэнтези, детективы, мистику, приключенческую
литературу, но читаю только те, которые мне нравятся. Как я это определяю?
Очень просто. Беру книгу, прочитываю пару страничек с самого начала, затем
два случайно выбранных куска из середины, а на закуску - пару последних
страниц. Если в прочитанных кусках меня что-то заинтересовало, я отлистываю
книгу назад и принимаюсь за чтение.
На цифре 25% я останавливаюсь. Если книга
мне нравится или начинает нравиться, я продолжаю ее читать, если нет -
ставлю в угол (а если очень не нравится, то еще и ногами пинаю).
Большинство популярных книг основано на идее супермена (бывает и супергерл, но значительно реже). Говорят, что писатели пишут то, о чем люди хотят читать. В таком случае понятно, почему главный герой является суперменом или вдруг им становится. Оглянитесь вокруг - много ли суперменов вы видите? Скорее всего ни одного. А ведь хочется знать, чем дышит, что думает и как живет супермен. (Ремарка: настоящим суперменам, к примеру, мастерам ниндзюцу, это совсем не интересно).
Многие сюжеты укладываются в следующие схемы.
A. Главный герой становится суперменом.
Или внезапно пробуждаются скрытые таланты или после удара молотком по башке
(молнии в задницу, хитро-кривого наркотика, падения с десятиэтажного дома,
... нужное дописать).
А далее к нему подкатываются компетентные органы
(ЦРУ, ФСБ, группа колдунов, Федерация Восьми планет, ...) и просят оказать
некоторую помощь, мотивируя это тем, что "мы посовещались и решили, что
вы самый крутой, а дело так себе, как два пальца в одно место сунуть".
Далее сценарий предполагает многочисленные разборки с "редисками", из которых
супермен выходит победителем (он ведь супермен, а не клоп бродячий), попутно
выясняя, что компетентные ограны, мягко говоря, накололи его насчет
двух пальцев. Хэппи-энд.
B. Главный герой уже является суперменом.
Сюжет строится на том, что супермен облажался, сам или в результате форс-мажорных
обстоятельств типа стихийных бедствий, мистических и паранормальных явлений,
зеленых человечков, ...
Далее книга повествует о том, как главный герой
выбирается из этого дерьма или стабилизирует ситуацию другими методами.
Возможны вариации. К главному герою приходят компетентные
люди (см. выше) и поясняют, что в результате стечения обстоятельств (точнее,
прохлопали ушами или забили на это дело большой и толстый) они оказались
по горло в куче экскрементов, а задача главного героя - разобраться в ситуации,
выяснить who есть как и вытащить их из той кучи, где они непонятно как
оказались (нам-то понятно - как), попутно проведя нейтрализацию
нехороших элементов (включая тех, у кого зеленая кожа и пять глаз на затылке).
Супермен он или куда?
C. Главный герой непонятным образом (или
понятным - если автор объяснит) перебрасывается из нашего мира в
другой. Быстренько там адаптируется и становится (чаще всего неожиданно
для себя) колдуном, магом, специалистом по security (т.е. крутым воином)
N 1.
После чего добрые дяди подсказывают, что раз ты
такой крутой, то неплохо бы разобраться с нашими проблемами, которые
мы сами себе создали (бывает, правда, что другие).
А главный герой, то ли по дурости, то ли из соображений
гуманизма, берет и разбирается с этими проблемами. Попутно становясь более
крутым. Хэппи-энд.
Вот он метод! Хотите стать суперменом? Тогда решите
маленькую проблему - как перебраться из этого мира в другой, или найти
того, кто переправит вас. Бах! - и вы уже супермен, бубен на шею - и вперед.
Почему так происходит? Вот Макс Фрай в "Лабиринте"
объясняет это так: попадая в другой мир, особенно если там каждый является
потенциальным магом или колдуном, человек может использовать те свои способности
(хотя сам об этом не подозревает), которых нет у жителей другого мира.
А человеческий мозг, попадая в условия другого мира, вполне может раскрутиться
на полную катушку. А раскрученный на полную катушку, он может такие
чудеса отмочить, что ... (ой, лучше я об этом не буду).
Ладно, пойдем дальше. Остановлюсь на "чисто американских"
детективах. Главный герой, чаще всего частный детектив или полицейский-одиночка,
приступает к расследованию. После чего он получает от каждого встречного
по морде, ушам и другим частям тела дубинкой, кастетом, рукояткой пистолета
и прочими тяжелыми предметами. Полежал часок - дальше в путь (и так каждый
день. Уж не мазохисты ли они?).
Но в конце концов (я могу это объяснить только
удачным стечением обстоятельств) истина торжествует, виновные наказаны,
а главный герой ждет очередного дела (и новых пинков).
О мелодрамах и трагедиях ничего говорить не буду,
так как не читаю их. Слишком уж тоскливо становится, слезы на глаза наворачиваются
и хочется быком выть.
Трагедия, кстати, это такое произведение, когда
всем героям плохо, кончается все еще хуже ("Ситуация развивается от плохого
к худшему" - из законов Мерфи), а читатель доволен. Видать, люди развлекаются,
читая трагедии. Надо же чем-то заполнять досуг.
От трагедии до комедии - один шаг. Особенно в кино.
На протяжений всей серии герои фильма ломают себе и другим ноги, руки,
головы и все остальное, а зритель старается не свалиться с кресла, содрогаясь
от смеха.
Тут я сделал паузу, вспомнил те книги, которые недавно читал, и те, которые запомнились. Составил список и проставил рейтинг.
Какие же книги мне нравятся? В первых рядах оказался
Асприн ("Мифология", "Шуттовская рота", "Холодные финансовые войны"). Да,
есть финтифлюшечки в виде магии и крутой технологии, но ничего сверхъестественного
у него нет. Но мне нравится следить за тем, как главные герои обходят
или разбираются с теми проблемами, которые стоят у них на пути (к той же
категории можно отнести и "Foundation" Айзека Азимова, хотя он частенько
скатывается в суперменство).
Картер Браун. Читая его детективы, следишь не за
тем, что сделал сыщик, а как сделал, и что при этом
сказал. Интересен не результат, а сам процесс. Остроумные и веселые детективы.
О "Лабиринте" и других книгах Макса Фрая говорить
ничего не буду, т.к. после их прочтения трудно возращаться обратно.
Вот на этом пора закругляться.
Все то, что я написал выше, относится и к моим произведениям. Но, может быть, так устроен мир?