ArtReal logo
На грани иронии
 

<! doctype content //public >
<! xref location=/Theme/Unclassified >

 
12.03.2mill

Вадим Артамонов

Некоторые тенденции развития современной литературы

Посвящается Максу Фраю, который написал
проклятый "Лабиринт". Я тоже туда хочу...

Когда я это написал, то перечитал все с начала и сказал себе - не верю.

    На днях я спросил себя - по каким критериям я выбираю книги, которые читаю? Разложив виртуальный пасьянс налево и направо, понял каким. Я умудряюсь читать фантастику, фэнтези, детективы, мистику, приключенческую литературу, но читаю только те, которые мне нравятся. Как я это определяю? Очень просто. Беру книгу, прочитываю пару страничек с самого начала, затем два случайно выбранных куска из середины, а на закуску - пару последних страниц. Если в прочитанных кусках меня что-то заинтересовало, я отлистываю книгу назад и принимаюсь за чтение.
    На цифре 25% я останавливаюсь. Если книга мне нравится или начинает нравиться, я продолжаю ее читать, если нет - ставлю в угол (а если очень не нравится, то еще и ногами пинаю).

    Большинство популярных книг основано на идее супермена (бывает и супергерл, но значительно реже). Говорят, что писатели пишут то, о чем люди хотят читать. В таком случае понятно, почему главный герой является суперменом или вдруг им становится. Оглянитесь вокруг - много ли суперменов вы видите? Скорее всего ни одного. А ведь хочется знать, чем дышит, что думает и как живет супермен. (Ремарка: настоящим суперменам, к примеру, мастерам ниндзюцу, это совсем не интересно).

    Многие сюжеты укладываются в следующие схемы.
A. Главный герой становится суперменом. Или внезапно пробуждаются скрытые таланты или после удара молотком по башке (молнии в задницу, хитро-кривого наркотика, падения с десятиэтажного дома, ... нужное дописать).
    А далее к нему подкатываются компетентные органы (ЦРУ, ФСБ, группа колдунов, Федерация Восьми планет, ...) и просят оказать некоторую помощь, мотивируя это тем, что "мы посовещались и решили, что вы самый крутой, а дело так себе, как два пальца в одно место сунуть". Далее сценарий предполагает многочисленные разборки с "редисками", из которых супермен выходит победителем (он ведь супермен, а не клоп бродячий), попутно выясняя, что компетентные ограны, мягко говоря, накололи его насчет двух пальцев. Хэппи-энд.

B. Главный герой уже является суперменом. Сюжет строится на том, что супермен облажался, сам или в результате форс-мажорных обстоятельств типа стихийных бедствий, мистических и паранормальных явлений, зеленых человечков, ...
    Далее книга повествует о том, как главный герой выбирается из этого дерьма или стабилизирует ситуацию другими методами.
    Возможны вариации. К главному герою приходят компетентные люди (см. выше) и поясняют, что в результате стечения обстоятельств (точнее, прохлопали ушами или забили на это дело большой и толстый) они оказались по горло в куче экскрементов, а задача главного героя - разобраться в ситуации, выяснить who есть как и вытащить их из той кучи, где они непонятно как оказались (нам-то понятно - как), попутно проведя нейтрализацию нехороших элементов (включая тех, у кого зеленая кожа и пять глаз на затылке). Супермен он или куда?

C. Главный герой непонятным образом (или понятным - если автор объяснит) перебрасывается из нашего мира в другой. Быстренько там адаптируется и становится (чаще всего неожиданно для себя) колдуном, магом, специалистом по security (т.е. крутым воином) N 1.
    После чего добрые дяди подсказывают, что раз ты такой крутой, то неплохо бы разобраться с нашими проблемами, которые мы сами себе создали (бывает, правда, что другие).
    А главный герой, то ли по дурости, то ли из соображений гуманизма, берет и разбирается с этими проблемами. Попутно становясь более крутым. Хэппи-энд.
    Вот он метод! Хотите стать суперменом? Тогда решите маленькую проблему - как перебраться из этого мира в другой, или найти того, кто переправит вас. Бах! - и вы уже супермен, бубен на шею - и вперед.
    Почему так происходит? Вот Макс Фрай в "Лабиринте" объясняет это так: попадая в другой мир, особенно если там каждый является потенциальным магом или колдуном, человек может использовать те свои способности (хотя сам об этом не подозревает), которых нет у жителей другого мира. А человеческий мозг, попадая в условия другого мира, вполне может раскрутиться на полную катушку. А раскрученный на полную катушку, он может такие чудеса отмочить, что ... (ой, лучше я об этом не буду).

    Ладно, пойдем дальше. Остановлюсь на "чисто американских" детективах. Главный герой, чаще всего частный детектив или полицейский-одиночка, приступает к расследованию. После чего он получает от каждого встречного по морде, ушам и другим частям тела дубинкой, кастетом, рукояткой пистолета и прочими тяжелыми предметами. Полежал часок - дальше в путь (и так каждый день. Уж не мазохисты ли они?).
    Но в конце концов (я могу это объяснить только удачным стечением обстоятельств) истина торжествует, виновные наказаны, а главный герой ждет очередного дела (и новых пинков).

    О мелодрамах и трагедиях ничего говорить не буду, так как не читаю их. Слишком уж тоскливо становится, слезы на глаза наворачиваются и хочется быком выть.
    Трагедия, кстати, это такое произведение, когда всем героям плохо, кончается все еще хуже ("Ситуация развивается от плохого к худшему" - из законов Мерфи), а читатель доволен. Видать, люди развлекаются, читая трагедии. Надо же чем-то заполнять досуг.
    От трагедии до комедии - один шаг. Особенно в кино. На протяжений всей серии герои фильма ломают себе и другим ноги, руки, головы и все остальное, а зритель старается не свалиться с кресла, содрогаясь от смеха.

    Тут я сделал паузу, вспомнил те книги, которые недавно читал, и те, которые запомнились. Составил список и проставил рейтинг.

    Какие же книги мне нравятся? В первых рядах оказался Асприн ("Мифология", "Шуттовская рота", "Холодные финансовые войны"). Да, есть финтифлюшечки в виде магии и крутой технологии, но ничего сверхъестественного у него нет. Но мне нравится следить за тем, как главные герои обходят или разбираются с теми проблемами, которые стоят у них на пути (к той же категории можно отнести и "Foundation" Айзека Азимова, хотя он частенько скатывается в суперменство).
    Картер Браун. Читая его детективы, следишь не за тем, что сделал сыщик, а как сделал, и что при этом сказал. Интересен не результат, а сам процесс. Остроумные и веселые детективы.
    О "Лабиринте" и других книгах Макса Фрая говорить ничего не буду, т.к. после их прочтения трудно возращаться обратно.

    Вот на этом пора закругляться.

    Все то, что я написал выше, относится и к моим произведениям. Но, может быть, так устроен мир?

 

На печать  

<! xref location=/Theme/Unclassified >
<! doctype links //site-relative >