ArtReal logo
На грани иронии
 

<! doctype content //public >
<! xref location=/Theme/Unclassified >

 
03.01

Вадим Артамонов

Copyright как он есть

Стоит ли ставить знак © на свои странички
Есть такая штука - Copyright. За последние пару лет на эту тему было сломано больше копий, чем во время похода Александра Македонского. Давайте же разберемся ....

Что такое Copyright

    Если вы думаете, что слово "Copyright" переводится как "авторское право", то вы ошибаетесь. Точнее, переводиться оно может и так, но означает совершенно другое.
    Буквальный прямой перевод получается таким: "copy" - "копировать", "right" - "право, правильно". Вместе - "право копировать". Или, можно сказать и так - "скопировано правильно".
    Так что же это значит? Жили раньше в далекой Америке писатели. Сочиняли они рассказы, повести, романы,  etc. И приносили они свои труды в издательство. А вот издательство, чтобы показать, что книга напечатана вполне законно (Законность - превыше всего, за нарушение закона на Диком Западе следовали разборки с Кольтом в обеих руках), по договору с автором (т.е. книга не цельнотянутая), ставило значок c - "скопировано правильно" (в смысле "без нарушения законов").
    Тот же значок перед названием издательства означал, что автор предоставил право на копирование (читай: тиражирование) своей рукописи именно этому издательству.

    Надо отметить, что нормальной цивилизованной Европе достаточно долго плевали на такое нововведение, потому как считалось, что если на обложке стоит имя - то это и есть автор. Были, естественно, скандалы по поводу плагиата, но вот чтоб свистнуть полкнижки (на худой конец- четверть) и вставить в свою - такое (что, кстати сейчас в web`е является скорее практикой, чем исключением) считалось наглостью, несовместимой с пребыванием в приличном обществе.
    А вот в Америке было только два способа решения конфликта:
1. С Кольтом в руках (кто останется в живых -тот и прав)
2. С десятикилограммовым сборником законов в руках (грозное оружие в умелых руках)

    Прошло время, изменились нравы, выросло новое поколение писателей, которое собственноручно ставило копирайт на свои же рукописи. И только после этого относило их в издательство. Совершенно идиотская ситуация - рукопись скопирована правильно (т.е. без нарушения закона) самим автором со своего же авторского материала (Вдумайтесь в этот парадокс).
    Дурной пример заразителен - простановка копирайтов приняла размер эпидемии. И только тогда слово "Copyright" стало пониматься как "авторское право".
 

Ставить или нет?


    Ставить или не ставить значок копирайта на авторском материале, особенно сейчас, когда куча статей и книг выкладывается в Web?
    Согласно международным нормам (т.е принципам нормальной логики), если перед материалом (на крайняк - после) стоит имя автора или организации - то материал считается авторским. На него распространяется закон об авторском праве. А стоит там значок c или нет - дело пятое.
    Вы только представьте себе, что было бы, если дело обстояло бы другим образом.
    Как пример возьмем "Компьютерру". Вы представляете, что было бы, если бы пришлось на каждую статью или врезку ставить явный копирайт, а потом и на журнал вцелом? Вот пришло в редакцию письмо, его опубликовали. Так что, вместо подписи ставить "c Вася Попкин"?
    Это еще цветочки. Возьмем блок новостей - как вам понравится "c Copyright 1999-12-07, агентство Рейтер"? Да еще после каждых десяти строк новостей?
    Ну ладно, надоело вам читать такой журнал. Включаете телевизор. А там - перед каждой длинной фразой выдается заставка с копирайтом (на 5-10 секунд - чтобы успели прочитать). Хорошо, если ведущий только один. А если их два плюс гость? А если это ток-шоу? Ой-ой...

    Ставить или не ставить? А бес его знает. Стоит значок копирайта на страничке или нет - все равно стянут. Мой совет такой: покиньте монетку - если упадет орлом вверх - ставьте.
 

Стянуть или не стянуть?

    Ни для кого не секрет, что частенько материалы с одного сайта стягиваются на другой, оттуда на третий... и пошло-поехало. Дело доходит даже до перекрестных слямзиваний. В этом деле на вершине рейтинга - сайты с анекдотами и прикольными картинками. Анекдот-то придумал кто-то один, зато потом он начинает циркулировать по анекдотным сайтам (и в каждом - под новым именем), а концы, как говорится, еще там (т.е. у лошади).
    С картинками дело посложней - приходится вырезать имя автора графическим редактором. Но и с этой проблемой успешно справляются.
    Вот какая у нас нынче реальность.

    Если уж вы решили что-то стянуть с другого сайта на свой - тяните материал целиком (а не вырезая куски) и не забывайте проставить имя автора. В этом случае обвинить в нарушении авторских прав вас не смогут (а вот в некорректном использовании авторских материалов - вполне, но это уже не так страшно).
    А еще лучше - договоритесь с владельцем сайта. Это сбережет вам время и здоровье.

    Еще одно. Не надо спиливать дизайн с чужого сайта. Люди вас не поймут (неужели руки настолько кривые, что не хватает сил сделать что-то свое?).

На печать  

<! xref location=/Theme/Unclassified >
<! doctype links //site-relative >