ArtReal: На грани иронии

Адрес странички на сайте: http://artreal.pp.ru/theme/sea/afilm.html

О прикольности и нелепости американских фильмов


    Иногда американцы меня удивляют. Хотя нет, не иногда, а периодически. Как кто-то сказал : "У них все не как у людей".
 
    Лирическое отступление: Если вы считаете, что американцы тупые - киньте в себя камень. Американцы не тупые, они такие же люди, как и мы с вами. Просто они "шаблонизированы". С детства детям вбиваются шаблоны поведения в различных ситуациях. Занимаются этим родители и общество.
    Соответственно, в нестандартной ситуации, когда непонятно, какой шаблон применять, в ход идет ближайший более-менее подходящий шаблон. Да и в обычной, но редко встречающейся ситуации, среднему американцу требуется время на выбор подходящего шаблона поведения.
    Вот из-за этого их и называют "тупыми". Именно это имел в виду Задорнов в своих монологах.
    А как же ученые? На работе они действительно могут принимать нестандартные решения и использовать нестандартные методы. Зато в быту - та же шаблонизированность (не путать с зомби). Стоит человеку отклониться от шаблонов, как говорят, что он "эксцентричный".
    В противоположность этому, русский менталитет шаблонов не предлагает. Есть рекомендуемые нормы, но вполне можно использовать любое нестандартное решение. Чем русские и занимаются.


    У меня складывается такое впечатление, что американцы делают фильмы с учетом русской психологии. Чтобы дать русским поприкалываться. Нелепости, идиотизм, и явно нереальные ситуации ведут именно к этому.
    А если среди зрителей кто-то будет весело комментировать фильм, то даже многие мелодрамы пойдут на ура под дружный гогот (хотя американцы к этим фильмам относятся вполне серьезно).
    Я тут как-то попытался подсчитать средний объем обоймы пистолета по нескольким боевикам. Оказалось -18. И можно четырьмя ракетами выстрелить пять раз. Вот такие нынче боевики.
    Причем частенько последняя часть фильма является пародией на все предыдущие. К примеру, "Крепкий орешек-3" является пародией на первые две части. А "В осаде-2" ("Under Lockout") - пародией на первую часть. Чтобы не быть голословным, разберу некоторые моменты "В осаде-2".

***

    Итак, фильм начинается с того, что некий спутник передается военным для неких целей. Процесс передачи состоит в том что военным сообщают два ключа  (кода) доступа. Эти ключи получают два офицера - мужчина и женщина. Ну, как это водится, переключают управление на свой центр, бурная радость, все - по домам. У нас бы они вообще не вышли бы из такого центра. Ну, в крайнем случае, только по одному (второй остается в базе для страховки). А тут - оба оказываются в одном поезде, в одном купе, и - все дела.
    Тут, по всем законам вестерна выползает банда во главе с Сумасшедшим Ученым и останавливает поезд. То ли они знали заранее, когда и на чем поедет "сладкая парочка" (интересно, кто им мог сообщить?), то ли они ждали в засаде неделю (а как тогда они узнали, что это тот поезд?).
    Поезд они, естественно, захватывают (хотя зачем  делать из поезда штаб-квартиру?), сгоняют всех пассажиров в один вагон. И тут выясняется, что этот спутник - тектоническое оружие (в смысле - устраивает землетрясение). Принцип его действия нам не объясняют, потому как сами не знают.  Аналогично: вы выдергиваете чеку из гранаты у себя на квартире, а взрыв происходит в квартире у чувака в соседнем доме. А ведь все это подается нам как реальность. Интересно, кто до этого додумался?
    Вернемся немного в начало. В то место, где проверяется управление спутника. Понятно, что "контрольный выстрел" не сделаешь. А вот систему прицеливания проверить можно. Навороченная, надо сказать система. Через нее видны даже буковки в журнале. Хотя минимальный радиус действия тектонического оружия составляет 100 метров. Зачем такое крутое оборудование? Хотя, если Пентагон умудрился купить партию "улучшенных" молотков по 50 баксов за штуку, то тут удивляться нечему.

    Ладно, вернемся к нашим баранам. Простите, бандитам.
    Начинаются главные приколы. Главный бандит, не особо напрягаясь, "выбил" ключи и передал эти коды Сумасшедшему Ученому. Тот развернул аппаратуру (тоже донельзя навернутую), настроил спутниковую антенну и засел за компьютер. Так вот, оказывается, что он был главным разработчиком этого спутника. Неужели нельзя было сделать себе отдельный вход. И пофиг ключи.
    Ту выявляется, по всем законам американского боевика, главная ошибка террористов - супермен Райбек. Не помню, почему его вовремя не пристроили к остальным заложникам. Может он на очке сидел, а может - свежим воздухом на крыше дышал. Но перед тем, как перейти к массовой бойне, он делает рекогсцинировку. И по всем законам американского боевика он находит черного партнера.

    Пойдем к следующему приколу. Райбек из пива, закуски и выпивки мастерит бомбу (обычный навык армейских поваров). Пока Райбек бомбой отвлекает террористов на себя, черный тырит компакт с программой.
    Если учесть, что емкость компакта 640 мегов (соответственно - ну очень сложная программа, сложней, чем три Винды), то на спутнике должна стоять пара суперкомпьютеров (метод аналогии: полный объем Web-сервера больше, чем размер браузера. Интересно, а на чем написаны CGI-скрипты на спутнике?).
    Ай-яй-яй, ребята, так сильно готовились, так тщательно все отрабатывали, а второй компакт не сделали. А делов-то всего на полчаса (компакт записать).
    В результате этот компакт превращается в фетиш, которым хотят обладать все. И не дай бог, поцарапают. Интересно, а если был бы второй компакт? Вот бы повеселился Сумасшедший Ученый.

    Другой фокус - отправка факса. С каких это пор в поездах ставят телефонные станции и розетки на каждом шагу? Да еще и с выходом "на межгород".
    И почему Райбек отправляет факс не в компетентные органы, а другану? Вот представьте себе такую ситуацию:

    Звонит телефон. Вы снимаете трубку.
- Здорово, друган! Зашел тут в одну контору, а ее захватили террористы. Теперь монтируют на крыше большую рогатку и готовятся забрасывать соседний город кирпичами. Ты уж позвони куда следует. Пусть разгонят террористов.
- А тебя тоже захватили?
- Не, я убежал. Говорю сейчас через модем. Сейчас возьму в углу кочергу и пойду партизанить. Ты уж позвони, а то мне, чую, вломят звездюлёв.


    Тайное становится явным. Нашелся человек, который внезапно от нечего делать нашел PDA. Вау, вау!
    "Ньютон" раскоцали, начали смотреть список пассажиров (а где вы, идиоты, раньше были? Почему заложники по головам не пересчитаны?). По списку пассажиров определяют, что Райбек едет не один.
    Дальше - самое интересное в эпизоде. Племянницу Райбека (или кто она там) вычисляют с первого раза (вау! Новая игра: угадай с первого раза). После чего она становится не то что разменной монетой, а скорее талисманом. Дальнейшее происходит под девизом "после вас, сэр!". Вежливость по-американски, знаете ли.

    Перейдем к самолетам. Летят, значит, самолеты (шик американской моды - F117) пущать некоторое количество ракет в поезд (живодеры - ни людей, ни кошек им не жалко).  А тут Сумасшедший Ученый, етить его ерш, приготовил сюрприз. Да еще какой! Землетрясение в воздухе. Додумались же... Лучше бы слупили оба F117 стингерами (русские слупили бы шапками). Но нет же. А гениальная идея пропала.

    "Возмущенный до глубины души такой бестактностью" Сумасшедший Ученый обещает выписать звездюлин Пентагону, намекая на то, что под Пентагоном расположен атомный реактор.
    Я аж умилился. Атомный реактор - очень оригинальный способ самоубийства. Стопроцентная вероятность, быстро и безболезненно.

    Финальная сцена вообще потрясает. Складывается впечатление, что все заранее распланировано и были проведены неоднократные тренировки на этот счет (интересно, сколько поездов угробил Райбек на таких тренировках?).
    Ну, и по традиции, Главный Злодей хватает Хорошего Героя за ногу и никак не хочет отпускать. Но, в конце концов, Хороший герой побеждает Главного Злодея. Традиции жанра...
    Аминь.

***

    Вот  к какому выводу я пришел. Жить по шаблонам - скучно, даже для американцев. Поэтому там так популярны фильмы, содержащие явно нереальные ситуации, приколы, и фантастический бред. Главное - зрелищность и простота (линейность), чтобы американец не напрягал мозги, а отдыхал от реальной жизни (правда, такой метод приводит вот к чему. Сначала я прочитал книгу "6 дней Кондора", а затем посмотрел фильм. Мои впечатления (в сравнении): книга - шедевр, фильм - дерьмо).
    Американец, смотря кино, не удивляется тому, что Шварц, получив 10 раз ломом по башке, внезапно встает и пинком ноги забивает врага. Зато четко соображает, что в отличие от Шварца, ему хватит и одного удара кастетом.
    Кстати, "сумасшедший" полицейский - это явление гораздо типичнее для России, а не для Америки. В Америке (как в "правовом демократическом" государстве) люди делятся на две категории: те, кто чтит законы, и те, кто не чтит. В первом случае - это законопослушные граждане, а во втором - преступники. Tertium non datur. Третьего не дано.

    Чего пожелать американцам? Даешь больше прикольных фильмов!

(a) Контент: Vadim Artamonov, 1999 - 2019 Anno Domini