ArtReal: На грани иронии

Адрес странички на сайте: http://artreal.pp.ru/theme/pr/markt.html

Маркетинг и психология

Лекция под бутылку водки

    - Маркетинг, как ты знаешь, во многом основан на психологии потребителя. И на том, как этот потребитель ощущает свое позиционирование. Простейший пример: возьмем креветок и обзовем их "креветки плебейские". Так вот, в магазине их будут брать мало - ну кому хочется признаться, что плебей? А в ресторане - все наоборот: креветки будут заказывать, чтобы "съесть плебеев".
    Что мы видим? Один и тот же продукт может восприниматься по-разному, в зависимости от. Вывод: потребителя не так сильно интересует сам продукт, как способ, которым ему этот продукт преподносится.
    Следующий элемент маркетинга - это потребительская мастурбация, когда один потребитель возбуждает другого, или сам себя. Маркетологу нужно лишь подтолкнуть и стать в сторонку. Возбужденному потребителю нравится это ощущение комфорта... но от однообразия возбуждение и готовность к мастурбации снижается, что потребителю уже не нравится. Маркетинг как раз и должен, уловив признаки снижения, предложить потребителю что-то новое, улучшенное.
    Народная мудрость говорит, что любопытство - это не порок. А маркетинг добавляет, что любопытство нужно разжигать чем-то "немного запретным". Можно предложить потребителю сколь угодно сложный чайник (с секундомером, индикатором температуры, свистком, поющим "We are champions"), но потребителя больше соблазнит тот чайник, который покажет "как это происходит".
    Мужчин можно соблазнять возможностью технического вуйаеризма - им интересно, как эта штука устроена. С точки зрения производителя, чем быстрее мальчик разберет игрушку - тем лучше, тем быстрее пытливый ум примется за следующую игрушку. Главное - ненавязчиво намекнуть ребенку, откуда лучше ее разбирать.
    А мужчина - это тот же ребенок, только требует игрушек посложнее и побольше размером. Дать ему подходящую игрушку - вот задача маркетинга.
    С женщинами несколько сложнее... но и тут есть "тонкая струнка" - желание быть эффектной и желание переплюнуть соперницу по эффектности. То, что соперница виртуальна, особого значения не имеет. Виртуальная - даже лучше, ибо мало кто помнит диалоги в "Матрице", но ложку, которой не было - помнят все. Вот и женщины больше внимания уделяют виртуально-гламурной составляющей, типа стильных платьев, стройных ножек и боевой раскраски.

    Получается вот что: если потребитель сам себя позиционирует, то и писькомерство, как прогресс рекламы, идет именно с его подачи. Маркетинг тут как бы и не при чем, задача маркетинга - обеспечить потребителя средствами писькомерства и объяснить "систему ценностей" - что круче и почему.
    Проще говоря, маркетинг - это гид в увлекательной игре в когнитивный самообман.

(a) Контент: Vadim Artamonov, 1999 - 2019 Anno Domini