ArtReal: На грани иронии

Адрес странички на сайте: http://artreal.pp.ru/theme/nodesign/fortown/concept.html

Концептуальный дизайн

    Многие спорят: дизайн - это искусство или ремесло? Не то и не другое. Дизайн - это синтез искусства, ремесла и анализа. Просто на каждом этапе какая-то часть становится более важной.
    Так вот, концептуальный дизайн начинается с анализа.

    Перед тем, как делать сайт, задумайтесь над вопросом "А нафига он вам нужен?". Это не идиотский вопрос, а основной вопрос в сайтостроении. Помните "to be or not to be"?
    Понятно, сайт нужен для того, чтобы давать информацию людям. А зачем он вам лично? Многие, решив сделать сайт, начинают мучительно думать "а что бы туда впихнуть?". На самом деле, верно только обратное - есть контент (материал), теперь надо подумать, как его оформить.

    После того, как вы решили основной вопрос философии... то есть сайтостроения, переходим к собственно концептуальному дизайну.
    Надо отметить, что концептуальный дизайн личного сайта и корпоративного сайта отличаются. Для корпоративного - больше анализа, и этот анализ глубже (и формализованнее).

    Сразу оговорюсь - я не даю советов, я просто показываю путь, по которому нужно пройти, чтобы сделать хороший контент-сайт.

    Первым делом рассмотрим позиционирование сайта. Чтобы не давать формальное и малопонятное определение, попробую объяснить "на пальцах".
    Позиционирование заключается в том, что вы определяете "экологическую нишу" для вашего сайта среди всех остальных сайтов. С другой стороны, позиционирование - это место, которое займет ваш сайт в каталоге (т.е. в какой рубрике). С третьей стороны - это "контентность" вашего сайта с точки зрения посетителя. Иначе говоря, можно сделать так, чтобы хоумпейдж воспринимался как контент-сайт и наоборот. С четвертой стороны, позиционирование - это способ заставить посетителя воспринимать сайт так, как это нужно вам.
    Чтобы правильно позиционировать сайт, рекомендуется ответить на вопросы:

    Есть и другие вопросы, но они менее важны.

    При разработке концепции сайта полезно посмотреть конкурентов и не использовать такой же концепции.

    Следующий шаг - разработка общей концепции представления информации. Вот посмотрите:
 

    Первый вариант - традиционный. Но никто не мешает разработать вам свою схему (как, к примеру на втором и третьем варианте).
    Немного пояснений:
Шапка - блок, содержащий логотип и информацию о том, что это за сайт (название, позиционирование, ...).
Основной блок - информационный блок, содержащий основную информационную начинку - контент, меню, счетчики, рекламу и прочее.
Хвост (site bottom) - блок, содержащий копирайты, адрес e-mail, по которому можно послать автора и прочую служебную информацию.
    Речь идет о том, чтобы придумать или разработать (или взять готовую) схему расположения информационных блоков, ничего пока в них не размещая (хотя, рекомендуется немного подумать о том, что вы туда планируете впихнуть).

    Теперь переходим к выбору шаблона. Существует много различных шаблонов под разные концепции. Это - новостные сайты, фотогалереи, личные страницы (не хоумпейдж, а авторский проект) и т.д. Но было бы ошибкой подгонять свой сайт под шаблон. Наоборот, мы шаблон начинаем подгонять под собственную концепцию.

    Давайте посмотрим это на примере сайта новостей.
    Вариант первый. Мы ставим только заголовки новостей и отправляем посетителей по ссылке.
 
25.09, 12:43  Дикие Кошки сожрали хомячка, проникнув в дом через форточку.
25.09, 15:08  Недалеко от Лондона поезд переехал тигра.

    Вариант второй. Кроме заголовка мы даем начало новости, чтобы посетитель мог определить, интересна ему новость или нет.
 
25.09, 12:43

 

Дикие Кошки сожрали хомячка, проникнув в дом через форточку.
Дикие кошки темной безлунной ночью забрались через открытую форточку и начали кусать мирно спящего хозяина квартиры... дальше >>
25.09, 15:08 Недалеко от Лондона поезд переехал тигра.
Как оказался тигр на рельсах - теперь у него не спросишь. Но вот недалеко от Лондона на одних рельсах оказались и тигр и поезд, спешащий в Йоркшир... дальше >>

    Как вы можете заметить, концепция у двух вариантов отличается. Так что вам прийдется творчески (или на основе анализа) откорректировать концепцию, чтобы посетителю ваш ресурс был привлекателен и удобен.

    А что такое метаконцептуальный дизайн? Попробую пояснить на примере. Вот вам стукнула в черепок идея "а неплохо бы прикрутить к ленте новостей ленту свежих анекдотов" (пишите вы их сами или коммуниздите - не играет значения). Что получается? Два разных позиционирования. Понятно, что никто не будет разделять сайт напополам для разных частей. Поэтому эти две концепции мы сшиваем в одну, смешанную.
    Итак, метаконцептуальный дизайн - это концептуальный дизайн для сайта со смешанным, смещенном или нестандартном позиционировании.
    Понятно, что метаконцептуальный дизайн сложнее, поэтому надо трезво оценивать свои силы и, соответственно, устанавливать планку, через которую хватит сил перепрыгнуть.

    Кстати, имейте в виду, что фреймов на ваших страничках не будет. Посмотрите на многие контент-сайты. Фреймы там встречаются очень редко. И вовсе не из-за того, что дизайнеры такие упертые и не хотят использовать другие технологии представления страничек. Дело в том, что такой сайт часто строится на "движке". Движок - это система скриптов, позволяющая не только оперативно обновлять сайт, но и генерировать страницы "на лету", собирая их по определенным правилам сразу на сервере (при этом клиенту выдается чистый html-код). И заниматься при этом фреймами - лишняя головная боль.

(a) Контент: Vadim Artamonov, 1999 - 2019 Anno Domini