ArtReal's readme
personal unreality:  точка пушистости

Традиции и их изнанка

23.11.10 21:34 ◇ keywords: lit hierarch, философское

«Они варят пиво по древним рецептам… содержания которых уже и не помнят»

Верховный Иерарх обернулся на скрип открываемой двери и, заметив Главного Инквизитора, сделал приглашающий жест.
 — Заходи, мон шер, заходи. Мне тут презентовали потрясающую вещь и редкость наших дней — бутылку аркайского. А поскольку, как говорят, ты что-то мало времени уделяешь отдыху, то совместим приятное с полезным.

За легкими непринужденными разговорами пролетел час и половина бутылки. И потянуло на философию.

 — Если мы говорим о традициях, — рассуждал Верховный Иерарх, — то не все так однозначно, как нам бы хотелось.
Традиции предков — это, конечно, вещь интересная и правильная. Предки были не дураки, и плохого они не посоветуют… тем более, что за каждой традицией стоит опыт в набивании шишек не одним поколением наших предков.
Верховный Иерарх отпил из бокала глоток вина и продолжил:
 — Но, с другой стороны, многие недооценивают мощь и инерцию традиций… Ты помнишь легенду о Прометее?
Главный Инквизитор кивнул.
 — А знаешь чем она закончилась? — вкрадчиво поинтересовался Иерарх.
Понимая, что за этим последует что-то интересное и неожиданное, Главный Инквизитор откинулся в кресле и жестом показал «Рассказывай»
 — Лет десять орел прилетал и клевал печень. Раз в день, как по расписанию. А как-то раз орел прилетает — а Прометея нет. Цепи и кандалы на месте, а Прометея — нет. Ну, орел и рехнулся.
 — Ну так было с чего, — кивнул Главный Инквизитор.
 — В канонической версии этого нет. Во-первых, в догматы не укладывается, а во-вторых, для большинства леммингов великомученик Прометей намного привлекательней орла, который спятил из-за того, что слишком сильно верил в традиции.
Верховный Иерарх отпил из бокала еще один глоток.
 — Ты уже примерно догадываешься, куда я клоню?
 — Ммм… не совсем.
 — Так вот, — продолжил Иерарх, — основная проблема с традициями — в том, что мало кто знает, с чего эта традиция началась и что она означает. И еще меньше — задумывается о том, насколько эти традиции уместны в наше время. А когда традиции входят в привычку… знаешь, откуда пошла традиция есть раков спицами?
 — Насколько я помню, это пришло из древнего Кодекса Камбери…
 — На самом деле все просто — раньше вилок и прочих столовых приборов не было, поэтому предки, чтобы не мучиться, вытягивая рака из кипящей воды, накалывали рака на стрелу. В походе это было как нельзя актуально. А в Кодексе Камбери этот лайхак просто задокументировали, по пути несколько облагородив — заменив грубую стрелу более элегантной спицей.
 — Как, оказывается, все просто! — несколько удивился Главный Инквизитор. — А я почему-то считал, что там все сложнее, с ритуальной подоплекой.
 — А я к чему клоню? — улыбнулся Верховный Иерарх. — Меняются люди, меняются технологии… но традиции остаются, хотя их причину уже никто не помнит. Хотя, если задаться вопросом «почему?», хорошо покопаться и подумать, находится вполне простая и логичная причина, которая все объясняет. И чаще всего, без «ритуальной подоплеки». Люди, правда, это «раскрытие мифа» не оценят…
 — Люди — они такие… — кивнул Главный Инквизитор. — Красивый миф или традиция им дороже, чем логичное объяснение.
 — А отнять у человека миф — это как у ребенка конфету. Но мы помним, что народная мудрость гласит: «Нет ничего страшнее ребенка, от которого отбирают конфету»

 [ link ]