ArtReal's readme
personal unreality:  точка пушистости

Community lifecycle management

13.11.07 13:45 ◇ keywords: социальные технологии

«При искреннем взаимодействии двух электронов…»

Многие, наверное, в курсе, что Веб у нас социальный и 2.0. Поэтому основное внимание — пользователю, который, как белка в колесе, генерирует электричество UGC. А пользователь, как зверек социальный, любит сбиваться в стада сообщества. Вот о сообществах и поговорим.

Если у стартапа есть движок и концепция, то следующий шаг после запуска — это создание сообщества. Хотя созданием сообщества могут заняться и члены команды стартапа (например, разработчики), лучше привлечь специалиста с опытом построения сообщества (community builder). Все-таки сообщество — это не «совокупность зарегистрированных пользователей, которых можно пересчитать по головам», тут еще немаловажны социальные связи, их качество, эффективность и социальное взаимодействие.

А дальше… дальше происходит загадочное. Многие почему-то думают, что сообщество само по себе будет развиваться в правильном направлении, нужно только своевременно внедрять нужные фичи и тамагочить косяки. В реальности получается иначе, вплоть до того, что сообщество начнет развиваться перпендикулярно тому, что ждет от него администрация сайта. И тогда никто не сможет дать гарантию, что дальнейшее развитие ситуации не повторит сценарий «Параграф-78».

Таким образом, чтобы «и волки сыты, и овцы целы», и развитие сообщество не напоминало Путь Граблей, а успешно разрешалось к удовлетворению сторон, нужно обращать внимание на Community lifecycle management (управление жизненным циклом сообщества). Т.е. для управления сообществом в команде должен быть грамотный «пастух» — специалист по CLM, на постоянной или «гостевой» основе. Потому как в социальных сервисах нужно прогнозировать развитие на шаг вперед.
Управление сообществом не так легко и тривиально, как кажется. Жизненные циклы сообщества многофазны и многоплановы, а любые попытки вмешательства/управления имеют инерцию, иногда значительную. Да и само сообщество не стабильно во времени — оно набирается опыта, меняет привычки, обновляется, упрямится и организует альянсы.
Почему, собственно, и идет речь о CLM.

Странно, что этот момент упускают из виду. Или сознательно не хотят замечать?
Можно ведь создать сообщество, довести его до первой стабильной точки… а потом трава не расти; если что, проще новый ресурс открыть

See also: Хабрареволюция

 [ link ]

Comments   [ 2 ]
[ 1 ] StraNNicK  / 14.11.2007 07:06
Вопрос только в том — где же его взять? Специалиста по CLM?
Хотя если у Вас есть такой на примете — дайте координаты, подозреваю пригодятся. :)

Кстати, вопрос — как думаете, стоит ли заморачиваться с созданием сообщества на рагиональном проекте?

ArtReal: Ну, мне CLM как-то и не нужен был, так что, наверное, не подскажу.
Но можно попробовать помучить людей, которые занимались сообществами:
http://webplanet.ru/user/volv
http://www.livejournal.com/users/mama_ari/
Можно помучить людей, которые могут знать, кто этим занимается:
http://webplanet.ru/user/l_e_x_a
http://sinodov.livejournal.com/

На региональном уровне можно попробовать… но проблема с пользователями (точнее, с разницей в стиле «город-деревня»).
Вот,
как пример: http://mypskov.ru/


[ 2 ] StraNNicK  / 14.11.2007 12:09
Вот именно эта разница «город-деревня» меня и пугает…

В общем, немного подробнее, я делаю проект — электронная карта Улан-Удэ + база адресов, телефонов и прочая, и прочая…

Стоит ли к этому приделывать какую-то социальную сеть? Бес подталкивает в ребро и шепчет «они тебе много чего на карту нанесут». Здравый смысл возражает «а нужно ли это много чего?». Много и яростно думаю. Опыт модератора подсказывает, что модерировать (как минимум) будет нужно и весьма основательно. Дабы «сообщество» развивалось в нужном направлении.

Честно говоря, даже не представляю с кем посоветоваться. «Городские сайты» имеющиеся в рунете оставляют тягостное впечатление… :(

ArtReal: ммм… я думаю вот как — без особой надобности нет смысла «социализовать» пользователей. Пусть будут просто пользователями, а для общения — форум. А социальной сетью заниматься, когда пользователи к этому будут готовы.

Модерировать придется в любом случае, просто тактика может меняться в зависимости от.


Comments   [ 2 ]